Это бесплатный материал, подготовленный в рамках платной рассылки «Влюблённым в Питер». Если вам понравится этот текст и вы хотите с головой погрузиться в истории о домах и жителях любимого города — можете еженедельно получать два новых материала, подписавшись на нашу платную рассылку на Patreon или Boosty.
Невский, 7-9
Один из первых домов на Невском проспекте, и один из самых загадочных — доходный дом предпринимателя польского происхождения Михаила Вавельберга. Здание занимал Санкт-Петербургский Торговый банк, основанный в 1846 году отцом предпринимателя. Сам дом построили через почти 30 лет.
Проектировал здание архитектор Мариан Перетяткович. В архитектуре отразилось тогдашнее увлечение ранним Возрождением — постройка крупная, массивная, но в то же время изящная. Например, окна второго этажа напоминают венецианский Дворец дожей, а фасад облицован крупным серым гранитом с многочисленными украшениями. Горожане даже называли дом «Денежкино палаццо».
Декором занимались скульпторы Дитрих и Козлов. В общей сложности на фасаде можно насчитать около 135 маскаронов и барельефов: это львиные морды, человеческие лица, растения, картуши (то есть щиты в узорах). Особенно впечатляют букрании — орнамент в виде черепа быка, который использовали в античной культуре Древней Греции. Заново этот символ возродился в эпоху Ренессанса. Чаще всего букраний размещали на храмах, но на общественных зданиях он должен был привлекать удачу к предприятию.
Однако сегодня букрании, кажется, потеряли свою волшебную силу. В советские годы дом Вавельберга занимали кассы «Аэрофлота» и Агентство воздушных сообщений. Но вот уже почти 10 лет здание приспосабливают под гостиницу. Хозяевам то не хватает денег, то мешают бюрократические проволочки.
Невский, 12
В начале XX века для старейшего банкирского дома «Юнкер и Ко» на этом месте построили филиал московского банка. Спроектировал здание архитектор Эрихсон, а построил — зодчий Ван-дер-Гюхт. Фасад здания просторный, с широкими окнами и высокими витринами. Благородство постройки подчёркивает красный гранит, которым облицовано здание.
Украшения, которые не сразу заметишь на спешащем Невском, — аллегорические статуи, стоящие на четырёх колоннах. Они изображают различные виды деятельности — одна из фигур держит в руке факел, другая — подобие штангенциркуля, третья — серп, а у четвёртой в руке кадуцей — жезл, обвитый змеями, символ мудрости и дуализма мира. Ещё выше, в аттике, над вазой склоняют голову лебеди. Это достаточно редкий сюжет в петербургской архитектуре, но имеющий множество смыслов: от благородства и мудрости до совершенства и мужества.
После революции в банке находились магазины и конторы «Ленинградтекстиля». В том числе и знаменитое ателье дорогой женской одежды, которое в народе прозвали «Смерть мужьям». То есть цены здесь были настолько высоки, что платившие за покупки своих жён мужчины прощались с жизнью, увидев ценники. В наше время дом снова занят банками, а на первом этаже находятся люксовые магазины одежды.
Невский, 21
Купец Мертенс владел крупным меховым предприятием, которое существовало в городе с 1840-х годов. Дом на Невском, 21 предприниматель купил в 1870-х, однако магазинами в нём управляли уже наследники дореволюционного бизнесмена. Здание, которое мы видим сегодня, построили в 1911 году.
Это одна из первых построек в городе, которая сооружена на основе монолитного железобетонного каркаса. Мощное здание спроектировал и построил знаменитый архитектор Мариан Лялевич, автор множества общественных и жилых домов в Петербурге начала XX века. Из-за высоких просторных арок окон кажется, будто внутри нет разделения на этажи. Здание оказалось настолько просторным, что вместило в себя не только меховые магазины, но и часть производства.
Как будто бы стараясь не отвлекаться на мелкие детали в своём проекте, декор зодчий доверил скульптору Василию Кузнецову. Критики начала прошлого века отмечали, что фигуры получились даже мелковатыми на фоне фасада, хотя размеры некоторых из них достигают 2,5 метра. Не удивительно, что большинство рассмотреть с улицы достаточно тяжело. Если у вас хорошее зрение или в сумке завалялся бинокль, вы рассмотрите уже знакомых нам букраний.
В 1944 году в здании открылся Дом моделей одежды — первый в Ленинграде. Сегодня его также занимает магазин модного бренда.
Невский, 28
Наверное, самое изученное здание на Невском — дом компании «Зингер». Неформальный символ Петербурга украшают сотни деталей, поэтому при каждом рассмотрении можно найти для себя что-то новое.
Когда в 1902 году американская компания по производству швейных машин решила открыть в столице Российской империи представительство, для постройки выбрали самое оживлённое место в городе. И здание, по их замыслу, должно было быть не меньше 11 этажей в высоту — настоящий нью-йоркский небоскрёб! Однако выше Зимнего дворца строить было запрещено, поэтому автор проекта, архитектор Павел Сюзор, пошёл на хитрость — над основным пространством возвышалась угловая и заметная на улице башня.
Оформление дома стало нетепичным для начала XX века — впервые был использован металлический каркас, который поддерживал высокие витражные окна. Металл выступил и украшением фасада: мы видим кованые решётки, оплетающие окна металлические растения, из металла сделаны женские лица над парадным входом и окнами дома, железные золотистые драконы держат в зубах крупные фонари. Главные украшения, конечно, — стеклянный глобус в куполе и валькирии, символы честности и справедливости. Одна из воительниц держит в руках гарпун — символ мореплавания, неизменного спутника торговли, а другая — швейную машинку.
Невский, 46
В 1902 году архитектор Леонтий Бенуа построил этот дом для Петербургского филиала Московского купеческого банка. На Невском проспекте здание стало одним из самых ранних представителей модерна. Два нижних этажа украшают красный гранит и витринные окна, на третьем и четвёртом этажах — застеклённые эркеры. Но самым уникальным украшением фасада является керамический фриз. Говорят, что рисунки для подрядчика нарисовал сам Бенуа.
На зелёном фоне мы видим маскароны, обвитые растениями и лентами. По хитрой улыбке нижних маскаронов мы можем узнать рогатого бога Пана, а человеческие лица выше точно определить не удалось. Чаще всего в архитектуре модерна в маскаронах изображали владельцев дома или собственников предприятия. Но в шутку некоторые любители архитектуры узнают в центральном маскароне солиста американской рок-группы The Doors Джима Моррисона.
Невский, 62
Отвлечёмся от модерна и полюбуемся эклектикой в фасаде здания Азовского коммерческого банка. Его в 1898 году построил архитектор Гиршович. Всё время существования здания его занимали коммерческие предприятия. До 1920-х годов здесь находились разные банки, а затем их сменили магазины.
Кажется, бизнес на этом месте действительно хорошо идёт. Быть может, это благодаря Гермесу, голова которого в крылатом шлеме с кадуцеем венчает здание? Ведь Гермес (или Меркурий) считался покровителем торговли. Иногда его даже изображают с денежным мешочком. Кадуцеи в торговых кораблях видим и ниже на фасаде.
Над парадным входом ещё сохранилась надпись «Банкъ». А вот вывески с названиями «Русско-азиатский банкъ» или «Северный банкъ» под головой Гермеса до наших дней не дожили. Зато всё ещё отсчитывают время часы над небольшим эркером.
Невский, 72
Иногда здание ещё называют доходным домом Войейковой. Это редкий пример северного модерна на Невском проспекте, построенный в 1909—1910 годах. Проект создал гражданский архитектор Минаш, дебютом которого были интерьеры Витебского вокзала. Поговаривали, что зодчий был не прочь, мягко говоря, перенимать идеи оформления своих коллег, а особенно злые языки говорили, что он и вовсе переделал уже существовавший проект своего коллеги Моравицкого.
Интересен декор первого яруса здания. Здесь мы видим сов, орлов и других птиц и животных, как будто высеченных в гранитных плитах. Выше, уже в другом стиле, между окнами помещаются изящные лебеди.
До 1920-го года в здании находилось знаменитое фотоателье художника Наппельбаума. Фотограф творил в большой девятикомнатной квартире, три помещения из которой занимала студия. В советские годы здесь находился кинотеатр «Знание» и «Свободный театр».
Невский, 65
Рюль — фамилия тайного советника, жена которого в 1820-х владела участком под домом № 65 и трёхэтажным зданием, расположенным здесь же. В начале XX века архитектор Фуфаевский построил новый дом для турецкого подданного и петербургского банкира Блокка. В новое строение включили стены старого дома. Владел Блокк красивейшим зданием недолго: всего за несколько лет его банковские дела пришли в упадок, и хозяин повесился в собственном кабинете.
После Блокка владельцем стал инженер-технолог Быков. Помещения здесь арендовали аукционный зал, магазин бельгийских горелок, кондитерская и другие учреждения. Также тут находились Союз коммерческих банков и Железнодорожный клуб.
Как будто бы в честь последнего из-под самой крыши вылетает крылатое колесо — символ скорости и удачи. Присмотритесь, оно находится между двумя женскими фигурами. Богатое убранство верхних этажей выдаёт черты поздней эклектики. В декоре можно рассмотреть маскароны, волюты и затейливые металлические украшения.
Невский, 96
В начале XX века доходным домом владел Павел Яковлев, 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин Петербурга, кавалер. Дом на Невском, 96 для него построил архитектор Макаров, который много работал со столичными купцами.
Макарова называют родоначальником «махровой» эклектики: его дома богаты на мелкие детали, смешение элементов разных стилей и пестроту декора. В убранстве дома на Невском мы видим многочисленные маскароны, цветочные ленты, картуши, кариатиды (женские фигуры, выступающие в качестве опоры), витиеватый кованый декор. С мансарды на улицу смотрят четыре пузатых младенца путти.
Дом много лет оставался жилым. После войны здесь находилось популярное кафе «Ленинград», магазин красок. В 80-х начался капитальный ремонт, который затянулся на долгие годы. Сегодня первые этажи занимает многочисленный общепит.
Невский, 141
Под конец детальной прогулки отправимся на Старый Невский проспект. Однако найдём здесь интересный дом, который на полвека моложе тех, что мы уже рассмотрели. В советском путеводителе по Ленинграду его окрестили «своеобразным по архитектурному решению».
Жилой дом построили в 1936 году в стиле сталинского неоклассицизма. Автор проекта, архитектор Лишневский, много лет работал в стиле модерна и неоклассики. Издалека здание выглядит достаточно типичным для довоенной архитектуры. Однако если присмотреться, можно заметить довольно необычные элементы декора.
Цветы и снопы с серпами, а также циркули и треугольники (не думайте о масонах!) кажутся привычными для советской архитектуры. Но цветочный орнамент вокруг круглых окон и тем более необычные птицы удивляют. Предполагают, что птицы — символ «сталинских соколов», как в то время называли военных лётчиков. Птицы действительно выглядят устрашающе, хоть и кажутся слегка худыми.
Оставьте комментарий