В первой части мы изучали витражи исторических домов Васильевского острова. Скажем прямо, на Петроградской стороне ситуация в разы лучше. Множество красивейших витражей и расстекловок сохранилось до наших дней в хорошем состоянии.
Инвентаризацию и пересчёт витражей в обоих районах вели волонтёры и градозащитники проекта «Витражи России». На основании своих осмотров они выпустили книгу с красочными иллюстрациями и подробными описаниями каждого уцелевшего витража.
Владельцами дома, по заказу которых его возвели в 1910 году, были почётные граждане Петербурга по фамилии Чубаковы. Архитектор Ван-дер-Гюхт спроектировал дом с округлённым углом, который стал архитектурной доминантой квартала и началом Зверинской улицы. Здание будто венчает корона — это парапет с вазами и решёткой.
В доме в разные годы находилось 3-е женское училище Потехина, книжный магазин книготоргового товарищества «Культура». В советские годы в одной из квартир около 20 лет прожил художник Александр Савинов, а его соседом был поэт Николай Тихонов. Гостями дома бывали Ольга Форш, Вениамин Каверин, Ольга Берггольц, Александр Фадеев и многие другие известные поэты и писатели Ленинграда.
Гости проходили по просторной парадной лестнице, свет на которую падал из ярких витражей, сохранившихся до наших дней в трёх парадных. Наиболее эффектно витражи смотрятся в трёх оконных проёмах на повороте лестницы. Рисунок повторяется на всех окнах: зелёные венки из лаврового листа с голубым бантом, красными розами и бусинами. Витражи хорошо сохранились, а в 2018 году были отреставрированы вместе со всей парадной благодаря местному жителю.
Дом принадлежал семье купцов Корневых, которые заказали проект у техника Мульханова — в те годы он активно застраивал Петроградскую сторону. Длинный дом № 19 выделяется массивным фронтоном и двумя эркерами в два этажа. В начале XX века дом занимало множество разнообразных учреждений: например, кинематограф «Фурор», трактир «Ярославль», в котором не подавали крепкие напитки, фотоателье «Изящная светопись» и даже футбольно-легкоатлетический клуб «Унитас».
Витражи в парадных дома сохранились на разных этажах, но особенно интересные — на площадках-галереях. Всего до наших дней дожили витражи аж в 20 окнах этого доходного дома. Однако некоторые части уже находятся в аварийном состоянии.
Этот дом — настоящая звезда . Трудно пройти мимо и не сделать фотографию. Он красуется сразу на три стороны — Большой и Каменноостровский проспекты, а также улицу Льва Толстого. Это позволяет рассмотреть его детали во всех подробностях.
Дом принадлежал Константину Розенштейну — инженеру и архитектору, а также владельцу завода «Эллерс», производившего канализационные трубы. Изначально владелец участка начал строительство дома в одиночку по собственному проекту, но позже всё же пригласил к сотрудничеству коллегу — архитектора Андрея Белогруда. Именно под влиянием последнего дом обрёл очертания средневекового замка — шестигранные башни, элементы готики в декоре, часы со знаками зодиака.
Внутри дома скрывается круглое окно со скромным, но романтичным витражом. Оно находится на лестничном марше между четвёртым и пятым этажами. К сожалению, сохранилось меньше половины исторического остекления.
Небольшой доходный дом смотрит одним фасадом на Введенскую улицу, а вторым — на улицу Лизы Чайкиной. Здание украшает лаконичный модерновый декор — эркер, аттик, цветы, венки и женские головы из каменной щепы.
Ещё больше модерну вторят окна в парадных, примечательные не только большим количеством сохранившихся витражей, но и необычными рамами и расстекловкой. На витражах изображены цветы, ягоды, венки, геометрические фигуры. Деревянные рамы напоминают ветви деревьев.
Этот дом — любимое в Петербурге здание архитектора Гевирца, который он же и построил в 1910-х годах для АО «Строитель». Здесь же, в квартире № 11, он жил до пожара 1918 года, после чего перебрался в соседний дом. В 1920-х годах здание реконструировали и лишили мансарды. В советские годы дом заселили советской номенклатурой, для которой огромные квартиры поделили пополам.
Многое из убранства дома, в том числе и некоторые витражи, отреставрированы усилиями жильцов. Благодаря этому красивые окна дошли до наших дней в хорошем состоянии. Обратите внимание на изящные проёмы с полуциркульным верхом, заполненные бесцветными фигурными стёклами.
Особняк потомственного почётного гражданина Василия Брандта построен рядом с особняком балерины Кшесинской по проекту архитектора Мельцера. Хозяин дома занимался поставкой леса и был одним из владельцев пивомёдоваренного завода «Бавария». Под стать своему обладателю, особняк похож на имение немецкого барона: белая плитка на фасаде, щиты тевтонских рыцарей и лавровые венки в качестве декора. На колоннах ограды восседает Змей Офион — творец Вселенной, согласно древнегреческим мифам. Вход на территорию особняка преграждают красивейшие кованые ворота.
Интерьеры особняка так же богато выполнены. Интересующие нас витражи находятся над лестницей, ведущей на второй этаж. Четыре высоких окна занимают почти всё пространство стены: на стёклах изображены длинные венки с бантами. Под окнами располагается миниатюрное, но искусно выполненное окошко балконной двери. Лестницу освещают светильники, плафоны которых также выполнены в витражной технике.
Но наиболее уникальный витраж находится на втором этаже, в помещении с эркером — это изображение Медного всадника на фоне залитых солнцем облаков. Автор этого витража не известен, но существует теория, что рисунок выполнил художник Петров-Водкин.
Примечательный образец дома в стиле модерн на улице Литераторов принадлежал актрисе Марии Савиной и её мужу, театральному деятелю Анатолию Молчанову. Актриса знаменита своими ролями в пьесах Островского, которые ей лично поручал сам драматург, а также образами «тургеневских девушек». Савина была инициатором организации Русского (Всероссийского) театрального общества и основала убежище для престарелых артистов, а ныне Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества.
В доме сохранились уникальные сюжетные витражи, созданные в начале XX века. Витраж на первом этаже повествует о набеге викингов: воины захватили замок и несут награбленное на борт своих драккаров. Среди наживы — отчаявшаяся девушка.
Второй витраж находится этажом выше. На нём в мельчайших деталях изображена аллегорическая сцена, которую можно трактовать как служение искусству.
Доходный дом на Ординарной привлекает внимание массивной входной группой со входами в парадные по бокам и воротами в центре. О доме известно немного: его построили по проекту архитектора Отто Игнатовича в 1910 году. Среди известных жильцов — эпидемиолог Заболотный и писатель Алексей Толстой.
Любители петербургской архитектуры отмечают, что сегодня в парадные трудно попасть зевакам с улицы: двери защищают несколько кодовых замков и домофонов. Возможно поэтому в парадных так хорошо сохранились красочные витражи. Они настолько хороши, что даже не верится, что их не перебрали заново в наше время.
Витражи украшают все окна парадных и встречаются даже в квартирах. На всех стёклах изображены яркие цветы разных форм. Узоры обрамляют оконное заполнение как ещё одна рама, выделяя центральные открывающиеся створки.
Оставьте комментарий