Четырёхэтажный дом в романо-готическом стиле появился на 2-й линии Васильевского острова в 1874 году. Архитекторы Шрётер и Китнер построили его для купца и почётного гражданина Вильгельма Штрауса. На фасаде ещё можно разглядеть каменные вензеля W и S — инициалы владельца дома.
Окна, выходящие во двор из парадных, украшены узорами в виде растений. Рисунок нанесли на стекло при помощи трафаретов в технике травления: на стекло наносят специальный раствор, который делает поверхность непрозрачной. Витраж в доме Штрауса — один из старейших примеров травления стёкол в Петербурге.
Гранит, керамика, заграничный облицовочный кирпич, кованые украшения — дом с изысканным декором построил в 1883 году архитектор Фёдор Пуншель для купца-углепромышленника Пауля Бекеля. Здание богато украсили и внутри: мраморная парадная лестница, просторные апартаменты с отоплением, которое тогда только появлялось в Петербурге. Свой дом купец сделал не только жильём, но и представительством для коммерческих компаний. Сегодня это здание занимает Государственный Гидрологический институт.
На лестнице между 1-м и 2-м этажами института установлен витраж с аллегорическим изображением женщины с факелом в руках и в развевающихся одеждах. Стекло с лавровым венком под ней — не оригинал, его воссоздали в 2004 году. Их обрамляет арка из ярких цветов, а вся композиция заключена в историческую металлическую раму. Витраж не имеет естественного освещения и подсвечивается лампами.
Ещё интересные стёкла можно найти на 2-м этаже. Например, дверь в приёмную украшена стеклом с травлением в виде цветочного узора.
Яркие цветы розы и лилии, зелёные листья и алые ягоды всё ещё цветут на окнах в парадной доходного дома купца Смирнова 1906 года постройки.
Мозаичные витражи состоят из цветного и бесцветного, гладкого и фактурного стёкол. Они сохранились в обеих парадных в окнах на межэтажных площадках. Большинство окон всё ещё в хорошем состоянии.
Витражи этого дома встречают нас уже во фрамуге над парадной дверью. Правда, это не оригинал, а точная копия, сделанная в XXI веке, как и все витражи этого дома.
Современные яркие копии витражных окон находятся на площадках между 1-м и 2-м, а также 2-м и 3-м этажами. В конструкциях сохранили исторические фрагменты начала XX века.
Участок под домом в конце XIX века купила купчиха Мария Лихачёва. А уже в начале следующего века здесь выстроили четырёхэтажное здание в стиле модерн, в котором разместилась «Невская фабрика обоев М. И. Лихачёвой». Магазины при производстве на 3-й линии предлагали высококачественные обои с модными рисунками от молодых художников.
В советское время здесь также действовал завод, затем обувная фабрика. В 90-х в доме открыли обувное предприятие «Альба», а через несколько лет здание стало жилым.
На витражи этого дома можно любоваться и с улицы. Фигурное остекление окон разработал архитектор Карл Шмидт и зафиксировал в проекте 1901 года. Большая часть витражей дожила до наших дней. Вторую жизнь им подарили в 2012 году, когда оконные заполнения отреставрировали, а недостающие элементы воссоздали по образцу оригинальных.
Витражи находятся во фрамуге над парадной дверью, в окнах 1-го и 2-го этажей, в эркерах, в боковых окнах. Большинство стёкол фацетные, то есть фигурно срезанные (гранёные).
Витражи в этом доме купца Большакова спрятались в обеих центральных парадных на последних этажах. Там находятся по два окна с интересными фрагментами — роспись в виде жёлтых ромбов и листьев на фактурном стекле.
Сегодня витражи находятся не в лучшем состоянии: некоторые стёкла потрескались, видны пятна краски и извёстки. Реставрировать уникальные окна не спешат.
Изысканностью интерьеров отличался дом семьи купца Ивана Паллизена, построенный в 1872 году архитектором Вильгельмом Лангвагеном. Танцевальный зал был выполнен в стиле итальянского ренессанса, гостиная — дань эпохе Людовика XVI, столовую украсили в русском стиле, а приёмную — в романском.
В XX веке дом капитально перестроили, со стороны двора появился 3-й этаж. Последний владелец — купец Моисей Гинзбург — в 1918 году передал здание Обществу деятелей литературы, которое сдавало здесь квартиры писателям. Некоторое время в доме жили поэт Владимир Воинов и писатель Александр Грин. Сегодня здание занимает Санкт-Петербургская академия Следственного комитета РФ.
Привет из прошлых веков в особняке нам шлёт витражная фрамуга над дверью на 2-м этаже из цветного и фактурного стекла. Композиция напоминает крупный цветок, обвитый зелёными лентами с красно-жёлтыми медальонами. Интересен и световой потолок. Фактурное стекло рассеивает свет над лестницей.
Хотите немного нуара? Приходите в парадную бывшего доходного дома Борхова (1911—1912 годы). Главную и чёрную лестницы в этом доме разделяют стеклянные перегородки. В некоторых (на 3-м и 4-м этажах) сохранились исторические матовые стёкла с росписью в виде крупных цветков василька с листьями.
Стёкла не потрескались и хорошо сохранились. Но беглый косметический ремонт оставил на витражах потёки коричневой краски — выглядит даже жутко.
Ещё одна парадная, в которой так и хочется снять сцену для детективного фильма, находится в доходном доме Паулины Франк (1904 год). Декоративное остекление разделяет парадную и чёрную лестницы в пролётах с первого по пятый этажи.
В оформлении использованы только бесцветные стёкла, прозрачные или фактурные. Интересен геометрический рисунок рамы, в который заключены стёкла. К сожалению, некоторые детали канули в Лету, а сохранившиеся покрыты уже знакомыми нам каплями коричневой краски.
Красивые витражи прячутся не только в парадных доходных домов. Интересную расстекловку можно найти даже в православных церквях.
Витраж с изображением Богоматери с младенцем Иисусом Христом на руках изначально находился в крестильне института акушерства и гинекологии имени Отта на Менделеевской линии. После Великой Отечественной войны витраж перенесли в церковь, а в 2007 году отреставрировали и поместили в главный алтарь. В нижнем углу справа можно найти подпись авторов витража: «М. Франкъ и Ко. Невск. пр. 38». Это «автограф» одной из самых известных витражных мастерских начала прошлого века.
Образ Девы Марии, изображённый на алтаре, является одним из самых любимых в православной культуре. Его называют «Васнецовской Богоматерью» по первому подобному изображению авторства Виктора Васнецова, созданному для киевского Владимирского собора в конце XIX века.
Источник: vitroart.ru.
Оставьте комментарий