Новости

Петербург и «Митьки»: культурная столица на картинках

Кто такие «Митьки»?

1980-е годы — удивительное время в истории СССР: эпоху застоя сменил масштабный бунт, разочаровавшихся в идеалах советского общества граждан. Один за другим люди теряли веру в свою главную мечту — построение коммунизма. Миф о всемогуществе союза рабочих и крестьян, который пропагандировался официальным искусством, больше не вдохновлял на трудовые подвиги.

Всё большую популярность набирал нонконформизм — неофициальное искусство, которое отказывалось от пафоса и излишнего официоза в пользу простоты и иронии. Кто-то из нонконформистов творил поодиночке, кто-то объединялся в группы единомышленников. Наибольшую народную любовь и признание завоевали «Митьки» — вечно пьяные, миролюбивые художники, писатели и музыканты, чья идеология постепенно переросла в целую субкультуру.

Фото: daily.afisha.ru

Манифестом «Митьков» стала одноимённая книга Владимира Шинкарёва, в которой он подробно описал образцового «митька» — советского хиппи, которому кроме водки и самовыражения ничего в жизни и не нужно. Характеру «митька» присущи доброта, жалостливость, слезливая любовь к ближнему и родине. Речь «митька» предельно проста, он называл всех «братушками» и «сестрёнками», часто цитировал героев любимых советских кинофильмов.

Иллюстрации из книги Владимира Шинкарёва «Митьки»
Фото: litlife.club
Иллюстрации из книги Владимира Шинкарёва «Митьки»
Фото: booksonline.com.ua
Иллюстрации из книги Владимира Шинкарёва «Митьки»
Фото: libking.ru

В годы перестройки, когда казалось, что все вокруг стали агрессивными, злобными и ксенофобными, добродушные «Митьки» превратились в своеобразную путеводную звезду для заблудших душ. Они были людьми далеко не идеальными, где-то инфантильными и ненадёжными, но хорошими. Дополнительную симпатию вызывал митьковский протест: на красный террор коммунистической антиалкогольной кампании они самоотверженно отвечали белой горячкой.

Петербург в картинках «Митьков»

С момента основания группы художники-приятели взялись за организацию выставок своих картинок. Только зачастую на этих выставках живопись выступала лишь декорацией для всеобщего веселья.

«Митьков» любили все, в том числе и ленинградские рокеры, многие из которых даже выставлялись вместе с «Митьками». Конечно, стилистически ленинградский рок не совсем подходил мироощущению «Митьков». Но «Митьки»-то любили и принимали всех, поэтому на своей первой выставке в 1985 году были рады показать работы и Бориса Гребенщикова. Дружба рокеров и художников подкреплялась и общим андеграундным положением.

Владимир Шинкарёв, художник, автор книги «Митьки»:

«Поэты читали стихи, музыканты пели песни, и люди, которым живопись ранее была вовсе неинтересна, приходили посмотреть, как „митьки“ тусуются».

Такой ажиотаж вокруг философии и образа жизни «Митьков» дал повод недоброжелателям отрицать значимость их картинок. Говорили, что недостатки живописного мастерства в традиционном смысле этого слова компенсирует имидж художников — без него эта живопись ничего не стоит. На свои места всё расставило время, и 40 лет спустя картинки «Митьков» стали визитной карточкой Петербурга.

Дело в том, что «Митьки» от академизма отказались совершенно осознанно. Во-первых, по их мнению, академическая живопись слишком напыщенная, слишком холодная и далёкая от простого человека и его жизни. Во-вторых, освоение академических приёмов требовало огромного труда, на который «Митьки» тратить своё время совершенно не хотели.

Живопись «Митьков» продолжает линию ленинградского примитивизма, представленного в работах художников «Арефьевского круга» (Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц, Владимир Шагин). Художники-примитивисты противопоставляли академическому искусству эмоциональную ясность и лаконичность народной культуры, неиспорченной современной цивилизацией. Отсюда яркие, чистые цвета, упрощённые фигуры, плоский рисунок, лишённый объема и перспективы.

Митьковский примитивизм — разновидность «городского фольклора», в котором делается акцент на комичность жизни простого русского «братушки» в Санкт-Петербурге, большой европейской столице. Неслучайно «Митьки» постоянно вступают в задушевный диалог с самим Петербургом. В своих работах они могут обращаться к городу напрямую, а могут и через посредников — великих писателей Гоголя или Пушкина.

В ходе диалога и Гоголь с Пушкиным, и сам Петербург из чопорных франтов превращаются в простых «братушек». Город, точнее, узнаваемые очертания Петропавловской крепости, обретает человеческое лицо. На картинках «Митьков» Петербург живой и разный — порой враждебный и жестокий, но не бессердечный. И, пожалуй, за всю историю существования города таким его увидели и впервые нарисовали именно «Митьки».

Отрезвляющая слава и к чему она привела

В 90-е бренд «Митьков» знали и в Ленинграде, и в Москве, и в Европе. Вместе с узнаваемостью пришли большие деньги. А вместе с большими деньгами пришло и недопонимание в дружную компанию миролюбивых художников. В частности, разразился жуткий скандал между Владимиром Шинкарёвым и Дмитрием Шагиным. Шинкарёв, автор книги про «Митьков», считал, что бренд принадлежит ему. Шагин же считал автором бренда себя, так как именно с него был списан образ «Митька». Этот спор стал причиной раскола внутри группы, но не повлиял на любовь и признание их в народе.

В 2006 году участники творческого объединения основали в Петербурге арт-центр «Митьки» (ул. Марата, д. 36/38). В стенах центра царит дружба и взаимопонимание между деятелями различных искусств: в залах проходят и выставки художников авангардистов, и поэтические вечера, и концерты, и мастер-классы. Так, на территории в 200 м² каждый желающий имеет возможность узнать, каково это быть частью семьи добродушных «Митьков».

О незримом присутствии «Митьков» вам напомнит Тишина Митьковна Матроскина — кошка, крадущаяся по карнизу арт-центра «Митьки». Нагловатого вида животное в яркой тельняшке зорко бдит за тем, чтобы город не покинули митьковские человечность, добродушие и простота.

Автор текста — Ирина Бережнюк

Оставьте комментарий
Рекомендации