Кинокомедию Эльдара Рязанова многие и сегодня пересматривают с удовольствием: мало где можно найти столь взрывное сочетание итальянской экспрессии, русской смекалки, лучших видов Петербурга, романтических моментов и каскадёрских трюков. Кстати, о трюках: актёр Андрей Миронов многие из них выполнял сам, без дублёров. Он сползал по ковровой дорожке с шестого этажа гостиницы «Астория», нырял в Неву за сундуком с сокровищами (хотя половину этого эпизода снимали потом в Средиземном море) и даже висел на краю разводящегося моста. Кроме того, Миронов был единственным среди артистов, кто не побоялся общаться со львом — у остальных начиналась паника. Сцены с участием льва снимали белыми ночами на пустых улицах города, чтобы не напугать ленинградцев.
Несмотря на то, что фильм кажется лёгким и беззаботным, съёмки сопровождались большими сложностями и недомолвками с итальянскими актёрами, а льва Кинга застрелили, когда играючи он однажды прыгнул на дразнившего его юношу.
Уникальное кино, снятое в Эрмитаже всего за один дубль. Без остановки камеры и без монтажной склейки. До этого фильма ни в одном музее мира не проводились такие крупные съёмки. У режиссёра и съёмочной группы был только день, поскольку больше Эрмитаж закрывать было нельзя.
По сюжету, в Зимнем дворце оказались два путешественника во времени и пространстве: француз из XIX века и современный петербуржец. Оба героя проходят вместе со зрителями через три столетия истории дворца и знакомятся с его жизнью и судьбой обитателей.
Как рассказал потом сам Александр Сокуров, в создании фильма, который длится 1 час 27 минут, участвовали более 4 500 человек, включая сотрудников Эрмитажа.
Разумеется, было множество технических нюансов: всё-таки это не просто здание, а музей, огромное хранилище ценных произведений искусства. Например, режиссёр попросил снять специальную лазерную охрану с полотен Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко: для этого пришлось разработать целую систему, которая гарантировала безопасность экспозиций.
«Все свои размышления я соотносил с картой, на которую были нанесены все исторические события, все значимые исторические лица. В соответствии с этой схемой я разработал план движения персонажей по дворцу, который стал олицетворением живого, проживаемого в кадре исторического времени. Места, залы, которые имеют отношение к определённой эпохе, были некими сферами вхождения в разные исторические эпохи», — вспоминает режиссёр.
К слову, последний эпизод гипнотического танца — отсылка к собранию 1913 года, на котором прошёл последний в царской России бал. Эпизод этот сняли в том же бальном зале, и больше никогда помещение не использовали для танцев.
Преподаватель музыки Николай Чижов обнаруживает в одной из комнат коммуналки проход через шкаф на парижскую крышу. И приключения начинаются: и у Чижова, и у жильцов квартиры, и у француженки, которая попадает в Петербург.
Фантасмогоричная кинокартина в своё время заняла восьмое место из ста лучших русских фильмов по версии журнала «Афиша». И было за что: зрители восприняли её как некую антологию русской жизни, приправленную исключительно питерскими сценами.
Интересно, что в некоторой степени судьбу фильма определил... Кот.
«Первые и последние кадры фильма мы снимали на углу улиц Белинского и Моховой. В то время здесь была стена — брандмауэр. Она отделяла площадь от Фонтанки. В стене была ниша. И нам было очень важно, чтобы кот запрыгнул туда в финале фильма, чтобы таким образом показать нашим героям еще один вход в Париж. С артистами можно договориться, а вот с животным сложно. Прыгнет он туда, не прыгнет...И вот мы выпускаем кота, он выходит из-за угла и начинает бежать в сторону камеры. Мы замерли в ожидании… И с первого раза он сделал то, что от него хотели! Сразу запрыгнул в эту нишу!», — рассказывал Юрий Мамин.
Тогда-то он и решил, что если уж с котом в первый же день удалось справиться, значит, и остальное точно получится.
Особенно занимательно и комично получилось с француженкой Николь (её сыграла актриса Аньес Сораль): фактически первое, что она увидела, но совсем не поняла, — неприличную надпись на стене дома (для режиссёра это был символ перехода из Парижа в Петербург). Кроме того, она даже поучаствовала в общественно-политической жизни России начала 1990-х, увидев митинги и подписав петицию за депутата, который, правда, был выдуман.
Было бы несправедливым не включить в список культовый фильм «Брат», который тоже прославил Северную столицу. Необычайно в нём то, что пространство в кинокартине живёт своей жизнью: то герой Данила Багров внезапно оказывается в разных частях города, то трамвай в одной из сцен ездит туда-сюда по одной улице, то дворы путаются. Однако Алексей Балабанов и не добивался географической точности: ему было важнее использовать определённые локации как символы, несущие свой смысл и гармонично появляющиеся в кадре.
Например, эпизод, в котором Данила расправляется над бандитами, снят с видом на место убийства императора Александра II. Или склеп с беседкой на Смоленском лютеранском кладбище: героя приводит туда бездомный немец, и на вопрос, куда они пришли, тот отвечает: «Родина».
Есть мнение, что Петербург можно изучать по сценам из «Брата». Не исключено: сегодня по местам съёмок фильма проводят экскурсии и прогулки.
Раз речь зашла о прогулках, стоит упомянуть и этот фильм, где всё действие происходит на улицах города на Неве. Интересно, что с мрачноватым и нуаровым «Братом» можно найти некоторые переклички. Хоть здесь Петербург представлен позитивным, солнечным и светлым, пространство тоже играет со зрителем, а сцена погони, например, снимается примерно там же, где и бегство от бандитов в фильме «Брат».
Длинные планы, эффект дрожащей в руках камеры, диалоги героев дополняются видами и достопримечательностями, которые в некоторой степени служат развертыванию сюжета.
Облик города отчасти интересен ещё и тем, что съёмки проходили до празднования его 300-летия, поэтому в кадре встречаются строительные леса и совсем не парадные здания. Впрочем, кто-то сравнивает это с процессом создания Петербурга, когда сам Пётр I широким быстрым шагом обходил ещё не существующие улицы и разрабатывал про себя план, по которому болото превратится в лучший и красивейший российский город.
Ромком для всех влюблённых (и особенно в Питер), получил множество наград и всенародное признание. До сих пор блогеры публикуют маршруты по основным местам съёмок и истории про тот самый дом на набережной Фонтанки, 159, который всё время встречается в кадре. Подходящее здание искали долго: съёмочная группа объехала едва ли не весь город, и в итоге ей помог один из местных архитекторов. Доходный дом в стиле «северный модерн» в начале XX века спроектировал Алексей Бубырь, а владельцем был Константин Капустин. Строение очень выделяется на фоне небольших домов, и смотреть на него лучше всего через реку.
Тщательно выбирали и другие локации. Например, эфирную студию «Питер FM» разместили в общежитии Горного университета на Малом проспекте Васильевского острова, которое до революции, как утверждают, занимал публичный дом. В квартиру героя фильма Макса превратили мастерскую петербургских художников-авангардистов: для этого пришлось вынести огромное количество их личных вещей. Зато Санкт-Петербургская академия художеств помогла с макетами и чертежами для декораций.
Актёрами массовых сцен стали сами петербуржцы. Иногда они даже не знали об этом: их снимали из специальной будки, обклеенной афишами. В выходные же, когда мало кто выходил из дома, съёмочная группа просила редких горожан остановиться для нужных кадров.
Самым сложным оказался эпизод с падающим в Фонтанку мобильным телефоном. Для этого придумали поставить на камеру аквариум, куда и целился актёр Евгений Цыганов. Кстати, именно тогда внезапно пошёл снег, хотя дело было летом. Всё-таки Питер такой Питер!
Фильм с участием любимого многими «Квартета И» заслуживает внимания хотя бы потому, что Петербург в кадре на редкость солнечный. Даже сами актёры удивились, что им так повезло с погодой. Вообще выбор города на Неве, как рассказал Леонид Барац, не случаен: здесь создаётся неподдельное ощущение искреннего разговора четверых друзей, и в Москве такое скорее редкость. Вся съёмочная группа согласилась с тем, что атмосфера Санкт-Петербурга вдохновляет и даже что-то меняет в душе.
Ещё более неожиданным, чем солнце, стало появление в кино известного предпринимателя Михаила Прохорова, который сыграл самого себя и получил за это символический гонорар в 1 юбилейный рубль, выпущенный к чемпионату мира по футболу.
Восьмисерийный фильм посвящён необычной и загадочной личности Григория Распутина — неграмотного крестьянина, который стал фаворитом императорской семьи. Основные съёмки проходили в Санкт-Петербурге — на Фонтанке, канале Грибоедова, в Летнем саду, у Никольского собора. Последнюю локацию особенно отметил художник-постановщик Владимир Светозаров, поскольку рядом с собором на момент съёмок не было примет современности — офисов, кодовых замков, ларьков с шавермой и прочего.
Проще было с интерьерами: в кадр попали залы Екатерининского и Елагиного дворцов, дома-музея Державина. Для съёмок убийства Григория Распутина выбрали Юсуповский дворец на Мойке: там оно и произошло в действительности. Кроме того, некоторые сцены снимали в Сампсониевском соборе: это был единственный храм в Петербурге, который не отказал киногруппе, так как у многих представителей церкви по-прежнему неоднозначное отношение к Распутину.
Ещё одна сложность возникла (как бы странно это ни звучало для Питера) с болотом. По сюжету, в нём должен тонуть преследователь Распутина. Сначала было решено снимать под Сестрорецком, но потом от идеи отказались, так как побоялись, что и актёры, и съёмочная группа туда провалятся по-настоящему. В результате болото заменил пруд, в который набросали траву и мох.
Несмотря на то, что актёр Владимир Машков, сыгравший Распутина, во многих сценах снимался сам, в последних кадрах всё же решили использовать как следует загримированный манекен. Так что мёртвый старец, которого топят в проруби, — кукла.
Фильм о том, как женский батальон смерти под командованием Марии Бочкарёвой отправился на бои Первой мировой. Он стал первой российской военной картиной, которая получила более 30 наград в Европе, Азии и США разом.
Уникальность фильма ещё и в том, что обычным девушкам, актрисам массовых сцен (а их было не меньше 200), пришлось пережить настоящие испытания: режиссёр Дмитрий Месхиев не шёл ни на какие компромиссы и снимал по-настоящему. Огонь так огонь, грязь так грязь. Так что и профессиональные актрисы, и массовка побрились налысо, носили шинели и сапоги, маршировали, держали оружие и стойко сносили все тяготы съёмочной жизни.
Батальные сцены снимали под Псковом, городские — в Санкт-Петербурге, а эпизоды военной подготовки — в Кронштадте, на берегу Финского залива.
Одним из самых впечатляющих моментов в петербургской части съёмок стала ночная сцена на Дворцовой площади, когда девушки по сценарию должны долго стоять под дождём. Надо отметить, что дело было в начале марта, который в Петербурге вовсе не весенний месяц. Однако массовка выстояла в холоде, в темноте и под водомётом всё положенное время — около трёх часов.
Фильм снимали всего 84 дня, из которых 50 — в Петербурге. И он, по словам режиссёра, тоже стал киноперсонажем. В картине задействовано много исторических мест, но в некоторых эпизодах можно найти выдуманные локации: например, полицейский участок, который за две недели построили в большом пустующем здании на Невском, или ларёк с любимой шавермой майора Грома. Кстати, в разных дублях было съедено 55 шаверм, а за кадром — примерно одна тысяча.
Среди интересных фактов можно упомянуть сцену с открытием памятника, для которой изготовили бронзовый бюст первого полицмейстера города (многие сочли его за истинный), а также погоню — её снимали 10 дней на пяти разных улицах. Впечатляющий эпизод с разбрасыванием денег на улицах и на Дворцовой тоже получился не сразу. Рубли, доллары и евро были, конечно, фальшивыми, но прохожие всё равно подбирали купюры.
Сам режиссёр подчеркнул, что в кино удалось показать Санкт-Петербург не туристической открыткой, а необычным городом. «Мне кажется, что у нас в фильме в целом — Петербург Достоевского», — сказал он.
Оставьте комментарий