В XVIII веке никакой гостиницы на месте современной «Октябрьской» не было. Оно было предназначено даже не для людей, а для слонов. Да, после того, как персидский шах подарил Петру I сначала одного, а затем ещё более десятка слонов, пришлось искать для них свою территорию. Сначала зверинец находился на Фонтанке, а затем его переместили к Лиговскому каналу, на песчаное место, окружённое соснами. Слоновый двор появился в 1744 году. Огромные животные жили в деревянных сараях, где получали усиленное питание и даже виноградное вино, а на водопой их выводили к так называемому Слоновому пруду (в районе современной детской больницы имени Раухфуса).
Зевак у ограды зверинца было всегда много, и этим пользовались продавцы всяческой снеди, привозя сюда свои лотки. Слонов сначала простолюдинам не показывали, но потом всё же стали водить на прогулки по улице, которая получила название Слоновая (сейчас это Суворовский проспект).
В 1778-м животных вывезли в Царское Село, а на освободившейся территории построили деревянные дома.
Всё изменило строительство железной дороги между Петербургом и Москвой и появление Николаевского (теперь Московского) вокзала. Император Николай I распорядился, «чтобы сторона, противоположная станции С.-Петербурго-Московской железной дороги, в здешней столице была застроена приличными сооружениями».
Проект планировки площади создал в 1845 году архитектор Николай Ефимов, а Николай I выделил некоему купцу Пономарёву участок земли напротив вокзала для строительства гостиницы и магазинов. Пономарёв условия сделки выполнить не смог, денег на проект не нашёл, и в итоге земля перешла графу Стенбок-Фермору — именно на его средства было построено здание по проекту Александра Гемилиана.
Горожане всё равно называли её «Знаменским вокзалом» — тогда вокзалами считались заведения развлекательного характера при железнодорожных станциях. Граф продал строение книгяне Вачнадзе, которая открыла уже настоящую гостиницу на 85 номеров, сохранив при этом зимний сад, где периодически устраивали концерты и танцы.
«Знаменскую гостиницу» (а после 1890-х — «Северную») перестраивали в течение второй половины XIX века много раз: меняли фасад, надстраивали этажи, увеличивали номерной фонд. Отель был роскошен и технологически оборудован и к началу следующего столетия опережал многих своих коллег: чего только стоят лифт с электромотором, городские телефоны, вентиляция и ванны в номерах! Вполне мог соперничать с другими и гостиничный ресторан на 500 мест, который обустроили под стеклянным куполом. Гостиница предназначалась явно для состоятельных путешественников.
В 1918-м «Северная» стала «Октябрьской», и это название сохранила до сих пор. В 1920-1930-е её вновь перестроили: архитектор Александр Гегелло придал фасаду ноты конструктивизма, а в 1960-е к гостинице присоединили большое соседнее здание по Лиговскому проспекту, которое когда-то являлось доходным домом и принадлежало барону Фредериксу.
Ещё через десяток лет, в преддверии Олимпиады, «Октябрьской» частично вернули исторический фасад. В XXI веке гостиницу обновили, а её уровень повысился до четырёхзвездочного отеля.
Читайте в предыдущих частях об истории знаменитых петербургских гостиниц «Англетер» , «Астория» и «Гранд Отеля Европа», а ещё больше интересных материалов вы найдёте в спецразделе «Влюблённым в Петербург».
Оставьте комментарий