Новости

«Просто я такой, и здравствуйте»: почему стоит посетить выставку «Виктор Цой. Легенда», даже если вы не его фанат

«Способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон»

Вне зависимости от возраста, у каждого из нас Цой ассоциируется с какой-то важной частью жизни. Кто-то в молодости заслушивал его пластинки, а кто-то находил их у родителей на даче и просил поставить. Для одних он стал символом свободы и сопротивления, а для других — героем времени, в котором они даже не жили.

Мой папа, большой поклонник Цоя, рассказывал мне, что до сих пор в подробностях помнит день его гибели, так это его потрясло. А у меня уже появилось своё воспоминание с Виктором: все мои пары физкультуры проходили под его песни. Моя преподаватель была фанатом «Кино» и считала ритмичную музыку подходящей, чтобы расшевелить сонных студентов. Какие бы ассоциации не хранились у вас, все они бережно собраны на выставке.

«Конечно, как и у всех, у нас много проблем. Но то, что я — музыкант и исполняю то, что мне нравится, — делает меня очень счастливым».

Фото: предоставлено организатором

«Всё, что мне нужно — это несколько слов, и место для шага вперёд»

Команде Planet9 в своих проектах прекрасно удаётся не только раскрывать тему, но и перемещать зрителя в нужное время и заставлять переживать те эмоции, что испытывали герои выставки. Так уже было на выставках про творчество Алексея Балабанова, панк-культуру «Короля и шута» и феномен русского балета.

И так случилось вновь на байопике, посвящённом Цою. Авторы могли бы сделать классическую тематическую выставку о лидере «Кино», и из-за культовой фигуры на неё всё равно бы пришли. Но создатели пошли намного дальше и в 13 залах экспозиции разместили личные вещи музыканта, эксклюзивные полароидные фотографии, архивные документы, а для большего погружения добавили саундтреки из песен Цоя и записи его интервью.

Режиссёр «Иглы» и сокуратор выставки Рашид Нугманов отмечает: «Если ты сам не примешь решение освободиться, то тебе никто не поможет, даже Виктор Цой».
Фото: предоставлено организатором

«И вроде жить – не тужить. Так откуда взялась печаль

От зала к залу мы следуем за Цоем по этапам его жизни: вдыхаем запах кочерги в «Камчатке», рассматриваем гардероб и личные вещи музыканта, слушаем любимые песни с помощью магнитофонной кассеты, оказываемся на съёмочной площадке неснятого фильма «Цитадель смерти», разговариваем с героем Цоя из «Иглы» в телефонной будке, изучаем окружение Виктора в планетарии и даже поём вместе с другими гостями в караоке.

Но не только Цой выступает главным героем каждого из залов. Ещё одно немаловажное действующее лицо — Ленинград, родной город и место силы музыканта, символ свободолюбия и творчества для целого поколения. Петербуржцам представлена обновлённая версия проекта, чтобы мы с вами не просто прогулялись по выставке, а прониклись той одновременно трагичной и романтичной атмосферой города, которой вдохновлялся Виктор.

«Я не работаю над песнями. Это для меня не работа, просто так получается».

Фото: предоставлено организатором

«Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал»

На 3000 м² экспозиции Цой предстаёт нам в разных и порой неожиданных амплуа. Это маленький ребёнок, в детстве не отличавшийся сверхъестественной природой. Это юноша, который устроился в «Камчатку» из-за удобного графика сутки через трое, позволявшего ему творить. Это рок-музыкант, который боялся пустых мест в зале и гордился понятными любому иностранцу смыслами в своей музыке. Это поклонник Брюса Ли, который вдохновлялся его супергеройской эстетикой и переносил её на своё творчество. Это актёр, которому роль в «Ассе» принесла мировую славу и эфиры на федеральных каналах, больше не способных отрицать его феномен. Это композитор, превращавший обычные вещи в темы песен: «Троллейбус», на котором Цой добирался домой, или «Алюминиевые огурцы» про сельскохозяйственные работы. Это художник, который совмещал в своих рисунках новаторство и традиции. Это папа, чей сын Александр выступил креативным продюсером выставки про отца.

Начальник «Камчатки» Анатолий Соколков вспоминал, что Цой всегда знал себе цену и после ажиотажа вокруг «Кино» иронизировал: «Правда я похож на звезду?».
Фото: предоставлено организатором

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать»

За жизнью следует смерть и, по этой логике, за светом наступает тьма, но Виктору Цою, как настоящему герою, удалось поменять их местами. В конце выставки мы рассматриваем полароидные снимки из последних каникул Цоя, на которых он навсегда остался для нас вечно молодым. Создатели проекта точно сравнивают феномен Цоя с механизмом фотоаппарата: карточка полароида находится в темноте, а затем становится источником света.

Именно поэтому из тёмного зала мы перемещаемся в последнее и, пожалуй, самое необычное место экспозиции, чтобы под «Последнего героя» увидеть шоу и ту самую победу света, который всегда приходит за тьмой. Но хватит на этом спойлеров: пройдите по всем залам сами и затем расскажите, а с чем у вас ассоциируется Виктор Цой?

«Я вообще такой. Просто я никакого образа не сохранял и не создавал. Просто я вот такой, и здравствуйте».

Фото: предоставлено организатором

Узнать о выставке подробнее и приобрести билеты можно на сайте.

Автор: Ирина Геттингер

Оставьте комментарий
Рекомендации