Новости

Испанский кульбит: рецензия на спектакль «Собака на сене» в Театре на Садовой («Приют комедианта»)

Пьесе Лопе де Веги «Собака на сене» больше 400 лет, но при просмотре спектакля в это верится с трудом. Актёры озвучивают оригинальный стихотворный текст в переводе Михаила Лозинского в лёгкой, ироничной и остро современной подаче, изредка разбавляя его комментариями. Хочется вслушиваться в каждое слово, так что полноценный спектакль большой формы пролетает на одном дыхании.

Хотя здесь нет кружев, кринолинов и старинных поместий, Лопе де Веге постановка точно бы понравилась — в ней сохранены все главные смыслы и гомерический смех сквозь слёзы, а испанского буйства страстей у Екатерины Королёвой чуть ли не больше, чем в самом оригинале. Вывести вовлечённость зрителей на максимум помогает интерактив — актёры обращаются к залу с вопросами и даже с просьбой помочь разрулить ситуацию. А иногда действие вообще вырывается за пределы сцены и одновременно за привычные театральные рамки. Но главное, за чем стоит сюда идти, — это живые и понятные эмоции героев, исполненные с такой энергией и искренностью, что не верить им просто невозможно.

Те, кто смотрел фильм Яна Фрида с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским, в спектакле обязательно найдут отсылки к нему — визуальные и музыкальные. Создатели спектакля с одной стороны иронично с ними играют, а с другой — отдают советскому киношедевру безусловную дань уважения. При этом общая атмосфера спектакля навевает ассоциации с картиной Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона».

Действие спектакля разворачивается в наши дни в парфюмерной компании, которой руководит вдовствующая Диана де Бельфлор (Дарья Румянцева) — деспотичная и взбалмошная бизнес-леди. В её фирме — всё, как и положено в успешном бизнесе: логотип «де бельфлор», брифинги по звонку, дизайнерские офисные кресла, мерч для гостей. Даже гигантский QR-код на стене, через который можно зайти, правда, не на сайт, а, как позже выяснится, в сам офис — если вам заблокировали двери. Удивительно в этой фирме другое: как она вообще остаётся успешной, когда страсти бьют через край, и даже самые флегматичные сотрудники не в силах справиться с эмоциями? В один момент Тристан будет отчаянно вопрошать у зала: как работать, когда все вокруг занимаются чем угодно, но только не делом? Ну да пьеса-то про другое. Заявленный в программке жанр — трагикомедия, а значит, кому-то в этой истории будет совсем не смешно, и причина тому, конечно же, любовь.

Люди встречаются, люди влюбляются… и тут на их пути встаёт Диана. Полюбив своего секретаря Теодоро (Дмитрий Белякин) сначала «из ревности», она вытесняет его прежнюю пассию Марселу, но сама выйти за Теодоро не может из-за своего высокого положения в обществе (куда уж там рядовому копирайтеру до руководителя компании). Сначала всё похоже на игру, вот только игры с чувствами других людей — как стрельба с закрытыми глазами, имеют непредсказуемые последствия и могут обернуться трагедией.

Характеры героев абсолютно современны, так что не удивляйтесь, если узнаете в них своих коллег, друзей, руководителей. Философичный худенький очкарик Тристан (Вячеслав Коробицын) погружён в работу и не любит шум, а на досуге не расстаётся с гитарой. Фотомодель Марсела (Анна Мигицко) знает себе цену и умеет постоять за себя, но в ситуации, когда соперница в любви — её руководитель, это не особо помогает, и остаётся надеяться на психолога. Вездесущая Анарда (Татьяна Полонская / Зоя Буряк) умудряется быть в курсе всего и вызывать доверие у каждого, а ещё она мастер находить слова утешения.

Главным любимцем зрителей становится неподражаемый Маркиз Рикардо (Артём Кисаков). Позёр, лишённый всякого чувства меры и вкуса, добивается любви Дианы под неумолкаемый смех зала. Внешность, манеры и одежда персонажа настолько контрастируют с окружающим его рафинированным офисом, что уже этого достаточно для удавшейся комедии. Он появляется в сопровождении бумбокса, микрофона, воздушного шарика сердечком, лепестков роз, сметает всё и всех на своём пути и в буквальном смысле насильно напяливает кольцо на палец Диане. Однако каким бы смешным и нелепым Маркиз ни казался, постепенно становится ясно, что его упорство вызвано чем-то искренним и настоящим. Он не любит кому-то назло, из ревности или ради богатства, он, как ни странно… просто любит Диану. А её обман вызывает у него гнев такой силы, что в буквальном смысле рушатся стены (а нечего было играться с чувствами человека). И если остальные герои примиряются с собой, друг с другом и в конце концов обретают счастье, то Маркиз остаётся одиноким, никому не нужным чужаком. И в этом, пожалуй, главная трагедия и несправедливость.

Текст: Наталия Агапова

Фото: пресс-служба Театра на Садовой («Приют комедианта»).

Оставьте комментарий
Рекомендации