Большинство сфинксов, которых мы видим в современной архитектуре, происходят от египетских предшественников — каменных изваяний лежащего льва с головой человека. В Древнем Египте сфинксы олицетворяли власть фараона и охраняли вход у храмов и гробниц для защиты правителей от злых сил.
У разных народов мира сфинксы могли выглядеть иначе. Например, в Древней Греции сфинкс представлял собой существо с женской грудью и головой, телом льва или собаки, крыльями орла и иногда хвостом быка.
Помимо головы человека (андросфинкс), у сфинкса могла быть голова барана (криосфинкс) или сокола (иеракосфинкс). В Африке это была узконосая обезьяна из рода павианов.
В Европу мода на восточные мотивы в архитектуре пришла после похода Наполеона в Египет в начале XIX века. Санкт-Петербург также не отставал от европейских трендов: через Фонтанку перекинули Египетский мост, в Царском селе построили Египетскую пирамиду и Египетские ворота, в Павловском дворце создали Египетский вестибюль.
Самого древнего сфинкса привёз в город русский офицер Андрей Муравьев, который путешествовал по Сирии и Египту после русско-турецкой войны. Он предложил Николаю I приобрести несколько скульптур с лицами фараона Аменхотепа III, которые раньше стерегли его гробницу и были найдены при раскопках в Фивах.
Пока Совет Академии размышлял, нужны ли городу египетские существа, их уже купило французское правительство. Однако после революции 1830 года французам стало не до новых приобретений и они уступили сфинксов России за 64 000 рублей. В 1832 году скульптуры прибыли на берега Невы на судне «Добрая надежда».
Если вы хорошо знаете историю Санкт-Петербурга, то уже поняли, что речь про сфинксов, которые вместо улиц Парижа оказались на Университетской набережной. Они считаются самыми взрослыми «жителями» Петербурга. Возраст этих созданий составляет почти 35 веков.
Изначально на гранитных пьедесталах на Университетской набережной собирались разместить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком», но работа оказалась слишком дорогой. На помощь пришли египетские создания, которые ждали своего звёздного часа во дворе Академии художеств.
Несвойственные Петербургу мифические животные с загадочным взглядом сразу породили легенды, многие из которых популярны до сих пор. Считается, что сфинксы меняют выражение лица в течение дня: в первой половине дня оно спокойное, а ближе к ночи становится зловещим. Если хотите проверить, приходите к скульптурам перед заходом солнца и попробуйте уловить момент смены настроения.
Распространена легенда, что нельзя нарушать покой сфинксов и отрывать их от родной территории. Мистически настроенные петербуржцы связывают мрачную историю города как раз с местью египетских созданий.
В Египте существовало поверье, что нельзя отламывать от изваяний кусочки и забираться на них, иначе сфинксы заберут нарушителей спокойствия в потусторонний мир. Сейчас экскурсоводы предупреждают об этом туристов: в загробный мир их, может, и не заберут, зато велика вероятность навредить древнейшим ценностям и получить солидный штраф.
Не все легенды такие зловещие. Считается, что если в течение семи дней ночью приносить к сфинксам букет полевых цветов и класть его между их лап, мифические создания ответят на семь беспокоящих вас вопросов.
Ещё из популярных позитивных стереотипов — многие уверены, что именно благодаря сфинксам в городе не происходит наводнений. После прибытия египетских существ в Петербург число катастроф и правда сократилось. Жители решили, что статуи сделали Неву более милосердной, и стали сравнивать её с Нилом.
С самыми древними сфинксами на Университетской набережной мы уже встретились. Теперь отправляемся изучать истории более молодых, но не менее интересных мифических обитателей нашего города.
Если сфинксы на Университетской набережной считаются самыми древними, то два «строгановских» сфинкса из розового мрамора стали первыми мифическими созданиями в городе. В 1796 году их установили на Строгановской даче, а затем перенесли во двор Строгановского дворца. У этих фигур женские лица, поэтому они отсылают скорее к Греции, чем к Египту. Вокруг голов фигур повязаны платки, что является символом власти.
Эти сфинксы похожи на предыдущих, вот только судьба была к ним не так благосклонна. В XIX веке статуи у пристани на Свердловской набережной бесследно исчезли. Их воссоздали только в конце 1950-х годов. Пропавшим сфинксам приписывали лечебные свойства — неизвестно, удалось ли копиям их унаследовать.
В 1826 году на Египетском мосту установили четыре сфинкса, которые должны были охранять переправу. Со своими обязанностями создания не справились — в 1905 году мост рухнул после того, как по нему прошёл эскадрон гвардейской кавалерии. Кто-то обвинил в этом непрочную конструкцию, а кто-то — перемены настроения сфинксов. Мост восстановили, но в 1980-х годах в результате аварии с грузовиком пострадал уже сфинкс. Как и у «строгановских» сфинксов, у скульптур женские лица и они напоминают греческие изваяния.
Эти сфинксы изначально были созданы для Египетского моста, но были забракованы и на долгие годы спрятаны во дворе обычного дома на Можайской улице. В 1971 году скульптурам нашли место у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Приключения фигур продолжились в 1975 году, когда во время наводнения они чуть не утонули. А позже вандалы оторвали у одного из существ корону. После реставрации сфинксы находились на реабилитации у здания Мостостроя, но десять лет назад вернулись на первоначальное место.
Самыми утончёнными сфинксами считаются фигуры, которые спрятались среди зелени во дворе Горного института. Студенты уверены, что две чёрные скульптуры с женскими лицами помогают им сдавать экзамены.
В 1995 году на Воскресенской набережной в память о жертвах политических репрессий установили сфинксов работы Михаила Шемякина. К жилым домам они обращены обычной стороной лица, а к тюрьме «Кресты» — изъеденным черепом. На пьедестале написаны цитаты из произведений Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Александра Солженицына и других авторов. Считается, что эти мифические животные помогают несправедливо осуждённым быстрее вернуться домой.