Официально Смоленское кладбище открылось в 1738 году по указу Синода «у Чёрной речки, между 18-й и 23-й линиями». Но хоронили в тех местах ещё раньше — в основном, строителей, которые работали на Васильевском острове.
По одной версии, Смоленским погост назвали потому, что именно из Смоленской губернии приезжали работники для застройки Васильевского. Есть и другое мнение: кладбище получило имя от церкви Смоленской иконы Божией матери, которая сначала была деревянной, а позже — каменной. Находящаяся на территории погоста церковь в 1772 году получила право отпевать погибших от оспы детей, и был период, когда и её, и само кладбище называли оспенными.
Более благоустроенным Смоленское стало ближе к концу XIX столетия. Тут и мастерские гробовщиков пооткрывались, и богадельни, которые предлагали услуги по омовению и оплакиванию умерших. Однако была проблема, от которой страдало не только кладбище. Частые наводнения приводили к тому, что кресты и надгробия запросто могли проплывать по линиям Васильевского острова.
Смоленское кладбище за всю историю существования поросло множеством мифов. Ещё одна история не связана с наводнениями, но прочно вошла в городской фольклор. Считается, что в начале XX века здесь заживо похоронили 40 священников, которые не желали отречься от веры. Что достоверно известно, так это вероятность закрытия кладбища: в 1936 году кому-то пришла мысль снести его и построить парк. План так и не реализовали.
Сегодня Смоленское — действующее кладбище, и наряду со старыми могилами можно увидеть новые захоронения.
Конечно, на «Литераторских мостках», о которых мы уже писали, похоронено больше известных людей, но и на Смоленском кладбище можно увидеть надгробия тех, чьи имена знает каждый.
В 1828 здесь похоронили няню Пушкина Арину Родионовну. Так полагают исследователи, поскольку могила была утрачена и её точное местонахождение неизвестно. Поэтому у входа на кладбище висит лишь мемориальная табличка.
На Смоленском есть кенотаф (памятник, условно считающийся надгробным) Александра Блока. Здесь, рядом с бабушкой, его похоронили изначально, но в военные годы останки поэта решили перенести на «Литераторские мостки». Тут снова легенда: есть версия, что перезахоронили Блока не полностью, и часть останков по-прежнему находится на Смоленском кладбище, под лаконичным крестом.
Украинский поэт Тарас Шевченко тоже временно покоился в этом некрополе. Он долго прожил и умер в Петербурге, но завещал похоронить на родине. Теперь на месте могилы Шевченко стоит кенотаф.
Останки ещё одного литератора — Фёдора Сологуба (настоящая фамилия — Тетерников) — никуда не переносили. Могила находится на Петроградской дорожке. Сологуба знают в основном по произведению «Мелкий бес», но в его творческой биографии есть ещё несколько романов, рассказы и поэзия. Рядом с мраморным надгробием писателя находится могила его жены, Анастасии Чеботаревской.
В 2012 году скончался советский эстрадный певец, любимец старшего поколения, Эдуард Хиль. Молодёжь, даже за рубежом, его узнала и полюбила за вокализ «Я очень рад, я возвращаюсь домой» (всем известный «Трололо»). Хиля похоронили на Смоленском кладбище, а в 2014-м на могиле установили двухметровый памятник с бюстом певца.
Не менее легендарная артистка Людмила Сенчина, которую называли Золушкой российской сцены, покоится в этом некрополе. Певица дружила с Эдуардом Хилем, и они не раз выступали совместно. Самые известные песни Сенчиной — «Полевые цветы», «Лесной олень», «Любовь и разлука», «Шербугские зонтики», «Аист на крыше».
На Смоленском кладбище можно увидеть могилу Александра Можайского, изобретателя первого в России самолёта. Как и всегда в подобных случаях, до сих пор ведутся споры, действительно ли самолёт был первым оторвавшимся от земли аппаратом с человеком на борту. Однако Можайский был не только авиаконструктором, но и военным, дипломатом, путешественником. Более того, он даже писал картины. Именем Можайского названа военно-космическая академия в Санкт-Петербурге, один из старейших военных вузов в России.
Часто на Смоленском кладбище можно увидеть поклонников режиссёра Алексея Балабанова. Его фильмы 1990-х — обе части «Брата», «Груз 200», «Жмурки» — и сегодня считаются культовыми и знаковыми. Надгробие представляет собой скромный деревянный крест, рядом стоит лавочка.
Рядом с православным Смоленским кладбищем находится его лютеранская часть. В свой время полуразрушенный мрачноватый некрополь Балабанов выбрал для съёмок «Брата». Есть в этом что-то символичное.
Читайте и другие познавательные и увлекательные материалы в специальном разделе «Влюблённым в Петербург».
1 комментарий