Новости

Шестидесятые. Невыносимая легкость бытия

Нонна Суханова «Песенка о морском дьяволе» (1961)

Экранизация романа Александра Беляева «Человек-амфибия» с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской в главных ролях поразил воображение зрителей не только пронзительной историей в условно заграничных декорациях и потрясающими подводными съёмками, но и хулиганской мелодией в джазовом стиле. «Песенку о морском дьяволе» в кино исполняет певица из кафе, в записи звучит вокал Нонны Сухановой. Официально песня считалась «развратной», но она мгновенно разлетелась по всей стране. Композитор Андрей Петров начал блестящую карьеру в кино.

Иосиф Кобзон «А у нас во дворе» (1962)

Песня Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина — лирический шедевр об уходящей натуре — больших дворах с устроенным бытом, в которых пластинки крутятся до вечера, все друг друга знают, старики рубятся в домино. Когда придут новостройки, такие дворы исчезнут, а вся жизнь переместится в квартиры. «А у нас во дворе» вывела на сцену ещё одну советскую суперзвезду — Иосифа Кобзона. Песня прозвучала в апреле 1962 года на радио в программе «С добрым утром!», вызвала шквал писем — и вдохновила авторов на продолжение «дворового» цикла.

Никита Михалков «Я шагаю по Москве» (1963)

Бывает всё на свете хорошо! В Москве 1960-х точно бывало. Фильм Георгия Данелии — словно открытка из безоблачной эпохи, где идёт «нормальный летний дождь». И одна из самых запоминающихся сцен — 18-летний Никита Михалков идёт по пустому метрополитену, напевая песенку о любимой столице. «Я шагаю по Москве» написал композитор Андрей Петров. Сначала появилась музыка, а затем поэт Геннадий Шпаликов наскоро сочинил текст в зале ресторана «София» на площади Маяковского, наблюдая через окно за процессом съёмок фильма.

Тамара Миансарова «Чёрный кот» (1963)

За несколько месяцев до этой песни вышел твист «Лучший город Земли» в исполнении Муслима Магомаева. Но Никита Хрущёв, услышав его в машине, выразил недовольство: как можно, твист о Москве? Песня попала под запрет. Но «Чёрному коту» авторства композитора Юрия Саульского и поэта Михаила Танича повезло больше: видимо, до Хрущёва он не дошёл. Твист был популярен во всём мире с 1960 года. Теперь и в СССР начали отчаянно твистовать. Официально мода не поддерживалась, но власти уже ничего не могли поделать с повальным молодёжным увлечением.

Муслим Магомаев «Королева красоты» (1965)

Один из первых советских твистов был написан под впечатлением от конкурса красоты, который проводился в Ереване. Когда композитор Арно Бабаджанян придумывал этот зажигательный мотив, он предполагал, что его споёт Муслим Магомаев — настоящий поп-идол своего времени. Экспрессивный певец, который с лёгкостью брал в репертуар и оперные арии, и эстрадные шлягеры, прославился на всю страну после выступления на днях азербайджанской культуры в Москве. «Королева красоты» стала одним из главных хитов сердцееда.

Майя Кристалинская «Нежность» (1966)

Одна из главных советских элегий о женском одиночестве, «Нежность» также вошла в число любимых песен у лётчиков-космонавтов СССР. Майя Кристалинская воплотила в этой балладе, созданной Александрой Пахмутовой в соавторстве с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым, эмоциональную силу тоски по возлюбленному. Спустя год после выхода песня с незабываемой строчкой «Опустела без тебя земля» послужила музыкальной темой трогательной мелодрамы с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым «Три тополя на Плющихе».

Владимир Макаров «Последняя электричка» (1966)

Автор слов этого шлягера Михаил Ножкин рассказывал, что в Гостелерадио пришло возмущённое письмо от Министерства путей сообщения с сообщением, что песня пропагандирует нарушение правил нахождения на железнодорожных путях. Действительно, разве можно идти домой ночью по шпалам? Но слушателям, которые настроили свои приёмники на радиопередачу «С добрым утром!» в 1966 году, было не до таких тонкостей. Они оценили цепкую мелодию Давида Тухманова, обаяние певца Владимира Макарова и рефрен с разухабистым «йе-йе!».

Владимир Высоцкий «Песня о друге» (1967)

Роль радиста-альпиниста Володи в фильме «Вертикаль» — одна из самых известных в творчестве Владимира Высоцкого. Актёр не только блестяще играет, но и поёт песню, определившую свою эпоху. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», — эти строчки знают несколько поколений слушателей. Участие в дебюте Станислава Говорухина позволило Высоцкому выпустить первую официальную пластинку — и зазвучать по радио. «Песня о друге» сохраняет статус одной из важнейших «мужских» песен, овеянной романтической славой.

Аида Ведищева «Песенка о медведях» (1967)

Фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница» окончательно реабилитировал твист. В кино этому танцу обучает желающих герой Евгения Моргунова. А затем и героиня Натальи Варлей зажигательно танцует на камне, напевая весёлый мотив о медведях, которые трутся о земную ось. В качестве вокалистки хита композитора Александра Зацепина на слова поэта Леонида Дербенёва выступила Аида Ведищева, которая выиграла конкурс на лучшее исполнение для будущего фильма. Первый тираж пластинки с «Песенкой о медведях» превысил семь миллионов экземпляров.

Марк Бернес «Журавли» (1969)

«Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Последний шедевр Марка Бернеса, «Журавли» были записаны за полтора месяца до ухода артиста. Он поехал в студию 8 июля 1969 года, из последних сил борясь со смертельной болезнью. В основе песни — стихотворение «Журавли» Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева, музыка — Яна Френкеля. Проникновенная баллада в исполнении мастера навсегда вошла в число важнейших песен о Великой Отечественной войне. Она известна не только в России, но и за рубежом.

Текст: Игорь Цалер

Оставьте комментарий
Рекомендации