События 1917 года ознаменовали решительный поворот в отечественной истории, коснувшийся абсолютно всех сфер жизни российского общества. Воздействие новой революционной действительности стало определяющим фактором в формировании нового искусства, подчинённое чисто агитационным и производственным задачам. Так рождается концепция так называемого производственного искусства.
Сохраняя модернистское стремление к ясно спроектированной композиционной основе, архитекторы конструктивизма формулируют функциональный метод проектирования, основанный на тщательном анализе функциональной стороны любого жилого или промышленного пространства. Основное внимание уделяется работе с материалами и конфигурацией: под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма. Появляются новые типы общественных построек, такие как рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.
Между тем, в отличие от близкого по духу функционализма, конструктивизм создаёт собственную базу средств художественного выражения. На Московском проспекте можно найти уникальный пример новой архитектурной концепции, сохранивший до наших дней свой первозданный облик. В 1931 году по проекту архитектора-конструктивиста Николая Фёдоровича Демкова для завода «Электросила» был построен Дом культуры имени Ильича (Московский проспект, 152).
При первом же взгляде на постройку считывается чёткое архитектурное деление на отдельные секции. Здание состоит из многочисленных прямых линий и строгих геометрических объёмов. Плоскостность фасада уравновешивает большая площадь остекления. Удлинённые по вертикали и горизонтали оконные проёмы поддерживают идею сегментированности.
Параллелепипеды основного массива в нижней части переходят в цилиндр фасада и дополняются обтекаемыми линиями балкона-террасы. Таким образом, логично переходящие друг в друга формы создают цельный экстерьерный образ.
Немногим позже на противоположной стороне возник Дом Московского районного Совета депутатов трудящихся (администрация Московского района; Московский проспект, 129), построенный по проекту архитекторов Фомина, Даугуля и Серебровского. Оба строения отличает характерная визуальная целостность образа здания.
Во второй половине 30-х годов основу застройки Московского района составил разработанный ленинградскими архитекторами генеральный план, который предусматривал развитие города на юг. Формировались новые кварталы, вырисовывались контуры будущих площадей, закладывались зелёные массивы. Московский проспект становился главной магистралью социалистического Ленинграда. Ядром застройки стала нынешняя Московская площадь. Предполагалось, что именно сюда будет перенесён общественно-деловой центр Ленинграда.
Эпоха 1930-х предстаёт мощнейшим творческим рывком отечественной архитектуры. На передний план в этот момент выходят неоклассические тенденции. Так формируется эстетика сталинского ампира. Воплощением «тоталитарного стиля 1930-х» принято считать грандиозные формы Дома Советов, центральной доминанты ансамбля на Московской площади.
Облик здания монументален. Используя классические композиционные приёмы, известный архитектор ленинградской школы Ной Абрамович Троцкий создал новую композицию, которая во многом пересекается с брутальным стилем Петера Беренса, сочетавшим в себе влияния модерна, неоклассики и ар-деко.
Полностью рустованный фасад, обращение к ордеру Беренса. Трактовка форм Дома Советов отчасти пересекается со зданием Германского посольства на Исаакиевской площади. Сильно вытянутая гранитная колоннада с упрощённым ордером, крупный руст центральной части отсылают к стилистике северного модерна. Ощущение величественности создаёт многофигурный скульптурный фриз (скульптор Томский), посвящённый будням советского народа. Над фризом, по центральной вертикальной оси фасада, размещён большой картуш с изображением герба РСФСР и знамёнами (скульптор Крестовский) — аллегория торжества нового политического строя.
Отличительной чертой грандиозного творения Троцкого стала его особая, родственная ар-деко, архаическая монолитность форм, будто выточенных из одного куска камня. Подобной эстетикой обладает здание Фрунзенского универмага (архитектор Катонин, 1934 год; Московский проспект, 60).
Воплощению грандиозных планов касательно ансамбля Московской площади помешала война. Площадь оказалась в прифронтовой зоне. Нынешний свой облик она получила только к середине 50-х годов, когда было закончено возведение жилых домов, определивших её границы.
Основная масса жилых домов на Московском проспекте выполнена в традиции так называемого сталинского ампира — это переосмысление старого направления в архитектуре в контексте новых советских реалий. Дома украшали колоннами, пилястрами, часто встречалась лепнина и скульптурные композиции, однако мифологических персонажей сменили фигуры советских людей. Широко использовалась символика нового государства: гербы, пятиконечные звёзды, серпы и молоты. Архитектура в полной мере воплощала общую тенденцию эпохи к мифологизации.
Основную линию Московского проспекта составляет номенклатурная застройка сталинского фонда. Данное жильё предназначалось для партийных деятелей, чиновников, крупных военных, учёных и имело принципиальные различия с рядовыми сталинками как внутри, так и снаружи.
Хрестоматийным примером номенклатурного сталинского ампира на Московском проспекте стал Дом со шпилем, расположенный неподалёку от парка Победы. Основной контингент составляли высокопоставленные военные, политики и чиновники. В народе здание получило название «Генеральский дом».
Творение архитекторов Григория Симонова, Бориса Рубаненко и Владимира Васильковского стало предвестником грандиозного плана высотной застройки, реализованного затем в Москве («сталинские высотки»). Схожие строения можно было встретить и в других городах Республики.
К строительству дома приступили ещё в 1940 году. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война превратила здание в долгострой, получивший свой окончательный облик лишь в 1953 году. Именно тогда появился шпиль, выделявший постройку среди себе подобных сталинок. Шпиль изготовили рабочие Адмиралтейских верфей. Им же посвящены фигуры, расположенные на четырёх углах основания башни — мужчины и женщины, держащие в руках якоря. Помимо фигур людей, одним из элементов декора стали небольшие фигурки голубей — символ мира, один из наиболее популярных в 1950-е годы.
Оформление самой башни отличается сдержанностью форм и чёткими пропорциями. В двух уровнях верхней части имеются квадратные колонны: ряд трёхчетвертных колонн в жилой части, и свободностоящие колонны обзорной площадки.
Переломным моментом для развития отечественной архитектуры послевоенных лет стал 1957 год и Постановление «О развитии жилищного строительства». В нём была определена программа жилищного строительства на базе широкого использования современных достижений науки и техники. С этого времени началось массовое строительство жилых зданий из панелей и блоков.
Немногим раньше широкому обсуждению подвергался вопрос необходимости устранения излишеств в проектировании и строительстве. Так было положено начало индустриальным методам строительства и типовому проектированию. Повсеместно повышались темпы строительства и увеличивалась экономичность строившегося жилья. 4 ноября 1955 года вышло Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. На смену данному архитектурному стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.
Наглядным примером упрощённой типовой советской застройки 1960-х годов являются два симметричных девятиэтажных дома, первый этаж которых занимает универмаг «Московский» (Московский проспект, 205 и Московский проспект, 220). Основной массив — ничем не примечательная «панелька», облицованная крупной белой плиткой. Первые этажи заняты сплошной лентой витрин универмага. Необычным архитектурным решением, выделяющим данные строения в ряду прочих типовых многоэтажек, являются выступающие части художественных мастерских, расположенных на двух последних этажах. Квартиры, расположенные по ту сторону огромных панорамных окон, в среднем имеют площадь более 140 м².
Ещё один нетипичный пример типовой советской застройки — дома-пластины (Московский проспект, 224 и Московский проспект, 207), замыкающие перспективу Московского проспекта, формирующие ансамбль площади Победы и оформляющие южный въезд в город — своеобразные башни-пропилеи. Проект подобного архитектурного оформления проспекта фланкирующими башнями появился ещё в 1950-е годы. По замыслу архитекторов Сперанского и Каца, дома-близнецы должны были обрамлять парадный въезд в город и служить фоном для Монумента героическим защитникам Ленинграда. Стоит признать, что на данный момент с этой ролью они вряд ли справляются.
Особенность этих домов безусловно заключается в высоте и сравнительно небольшой площади. Дома представляют собой длинные и достаточно узкие пластины (отсюда и название). Всего в доме 315 квартир, и все они однокомнатные.
Лицевые фасады сплошь заняты окнами. Ещё одна необычная деталь: на уровне 15 и 16 этажей расположился ряд тонких каннелированных колонн, лишённых базы и капителей — своеобразная дать уважения неоклассической традиции, представителем которой долгое время считался Сергей Борисович Сперанский (ученик Ноя Абрамовича Троцкого). Классичность домов-пластин также определяет сознательно симметричная композиция.
Венчает оба дома громоздкая металлическая конструкция, защищающая от ветра телеантенны. В тёмное время суток она светится цветами российского флага.
Завершающий этап, а вместе с тем апофеоз развития советской архитектурной инженерии представляет новое здание Российской национальной библиотеки, расположенное напротив станции метро «Парк Победы». Разработкой проекта занимался крупнейший научно‐исследовательский и проектный институт по жилищно‐гражданскому строительству ЛЕННИИПРОЕКТ. Руководил авторским коллективом архитектор Владимир Николаевич Щербин.
Несмотря на огромный пространственный размах, комплекс отличает простота и сдержанность экстерьера и интерьера, выразительность и единство деталей. С использованием современных приёмов авторам удалось создать оригинальную и при этом выдержанную в лучших традициях петербургского зодчества постройку.
Изящные доходные дома, исполненные в стиле модерн, авангардные дома-коммуны, знаменующие начало «новой истории», монументальные сталинки, иллюстрирующие советский комфорт и надёжность, новаторские многоэтажки 1970-х годов — все эти строения, сливаясь в едином ритме оживлённой магистрали, давно стали не просто уникальными городскими символами, но достойными аргументами в подтверждение гармонии Северной эклектики.
Прогулка от начала и до конца проспекта пролегает через почти три сотни лет отечественной истории. И для того, чтобы вести эту машину времени, вам не нужны водительские права — потребуется лишь пара часов свободного времени и чашечка горячего кофе.
Автор текста — Ирина Бережнюк
1 комментарий