Новости

Авангард на «Автозаводской»: знакомство с архитектурой Москвы 1920-х годов

«Лизин пруд» и Симонов монастырь

станция метро «Автозаводская»

Перед изучением авангарда на «Автозаводской» стоит погрузиться в историю самой местности, которая богата на значимые события.

Карамзин начал свою повесть «Бедная Лиза» с описания здешней местности:

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни С…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра…»

На том месте, где сейчас располагаются вестибюли станции метро «Автозаводская», находился Сергиевский пруд. Название связано с именем Сергия Радонежского, по преданиям именно он вырыл водоём. В конце XVIII века Карамзин в своей повести уделил важное место этому пруду — именно в нём топится Лиза из-за обмана любимого. С того момента поклонники со всей России приезжали к этому месту и прозвали водоём «Лизин пруд». Так и существовал он до начала XX века. От «Лизиного» пруда в районе появились Лизин Тупик, железнодорожная станция «Лизино» и Лизина Слободка.

Недалеко от пруда располагался величественный и один из самых красивых монастырей Москвы — Симонов. Его отличали массивные стены, фортификационные башни, старейший Успенский собор и колокольня, которая была почти на 10 метров выше колокольни Ивана Великого. Сегодня сохранилось около 25% территории монастыря, основанного ещё в XIV веке.

«Фабрика-кухня»

ул. Мастеркова, 2

Двинемся от станции метро в сторону улицы Восточная. Здесь мы встречаем первую на нашем пути постройку в стиле «авангард», в которой были заложены идеи жизни советского пролетариата.

Здание называлось «Фабрика-кухня», и его функции были разработаны для развития индустриализации страны. Район к началу 1920-х стал исключительно промышленным, так как вокруг были одни заводы. Общественное питание сотрудников стало необходимым условием этого процесса: назрела потребность в укрупнённых и механизированных предприятиях, способных оперативно накормить большие массы людей.

Дополнительно к этому в 1920-е годы проводилась огромная рекламная кампания по высвобождению женщины из «кухонного домашнего рабства» и превращению её в рядового заводского сотрудника. Семейные ценности, характерные для русского уклада жизни до революции, утрачивали свою актуальность. Общество уходило от домашних обедов к просторным и светлым столовым с готовыми блюдами. Также идеологами социализма предлагалась тема коллективизации. Любой гражданин нового государства должен постоянно находиться в коллективе и общаться со своими коллегами.

Всем этим задачам должна была послужить именно фабрика-кухня, которую с революционным пафосом тех лет называли «школой общественного питания».

В трёхэтажном здании с просторными окнами находился огромный конвейер по производству еды. Блюда готовились на кухне и по специальной ленте поступали в сам зал, работа велась беспрерывно от раннего утра до позднего вечера.

Именно поэтому в домах, построенных в 1920-е годы, такие крошечные (всего 6 м²) кухни — советский гражданин не должен был тратить время на готовку дома. Работники завтракали, обедали и ужинали только на «фабриках-кухнях».

Двигаясь дальше по Восточной, мы увидим Солевую (Соляную) башню Симонова монастыря — это та небольшая часть, которая сохранилась. Напротив Солевой башни виднеется здание, похожее на современное, но нет — оно построено в 1920-е и тоже относится к авангарду.

Жилой комплекс завода Лихачёва

Восточная, 9

5-этажное здание, где на первых двух этажах располагался весьма крупный гастроном, а на верхних трёх были квартиры. Обратите внимание, что следующие корпуса имеют схожие элементы, этажность и расположение. Все эти дома объединялись в единый рабочий посёлок, где выдавали жильё работникам местных фабрик — в данном случае, работникам завода имени Лихачёва (ЗИС). После реконструкции первый этаж остался исполнять свою функцию, а вот второй этаж стал уже жилым, и современные жильцы очень довольны огромными окнами в квартире.

И если фасады следующих корпусов изменились не сильно, то данный корпус подвергся значительным преобразованиям. Например, его надстроили двумя этажами с большими окнами, которые сейчас тоже заселили.

ДК завода имени Лихачёва

Восточная, 4, корпус 1

Напротив жилищного комплекса 1920-х годов располагается ДК ЗИЛ — один из главных памятников советского авангарда. Он был построен в 1930—1937 годы на месте, где располагался Успенский собор Симонова монастыря. К слову, строительство и открытие Домов культуры на священной земле — частая практика в СССР. Но в данном случае это был не дом, а целый Дворец, самый большой в большевистской стране.

Дворец начали строить в 1931 году. Строительство планировалось реализовать поэтапно, поэтому зрительный зал был построен в 1933 году, а вторая часть лишь в 1937 году. Однако проект осуществлен не полностью, а только Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Планировалось еще строительство отдельного большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмной композицией, найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Внутри имеются зрительные залы, большой лекторий, библиотеки, пространства и кабинеты для кружков, холлы и буфеты.

Авторы проекта, братья Веснины, опирались на известные пять принципов французского архитектора Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша.

Жилой дом ЗИЛа

Велозаводская, 3/2

Проходя мимо стадиона «Торпедо» по Восточной улице, дойдём до улицы Велозаводская и встретим весьма необычный большой жёлтый дом с колоннами. Известное здание под номером 3/2, второй корпус за ним и ещё один небольшой корпус на улице 1-я Машиностроения — это кусочки огромного нереализованного архитектурного проекта, который так и остался на бумаге.

В начале 1930-х начали постепенно складываться принципы будущей застройки и реконструкции Москвы, главным направлением которых стало создание и строительство масштабных ансамблей. Комплекс жилых домов Завода имени Сталина (ЗИС, завода имени Лихачёва) проектировался архитектором Милинисом в мастерской с учётом планов на градостроительное будущее Москвы. Все улицы района должны были стать магистралями и застраиваться похожими жилыми комплексами.

Здания главного жилого квартала группировались вокруг двух больших дворов прямоугольной формы. По бокам от проездной арки должны были располагаться массивные башни, которые силуэтом отдалённо напоминают нереализованный Дворец Советов. На первых этажах планировались магазины и организации, выше — жилые квартиры. По разным причинам проект так и не был воплощён, как и многие проекты будущей реконструкции Москвы.

За такую короткую прогулку мы изучили только малую часть архитектуры авангарда в этом районе, но это был важный этап в архитектуре до активного строительства сталинской Москвы.

Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.

Оставьте комментарий
Рекомендации