Филипп (Эльдар Калимулин) живёт в Металлогорске и мечтает прославить этот ничем не примечательный городок. Он слушает популярную в 90-е панк-группу «Яичный свет» и свято верит в чудеса, которые творил лидер музыкального коллектива Сопля (Юра Борисов). Филипп делает об этом металлогорском феномене любительский подкаст и горит идеей провести в городе фестиваль, посвящённый местному андерграунду. Затем герой встречает Марину (Анастасия Талызина), их отношения развиваются быстро. Филиппу приходится экстренно учиться быть взрослым, но такая жизнь никак не клеится с его стремлениями.
Михаил Местецкий — довольно смелый режиссёр на отечественном кинорынке. Уже после «Тряпичного союза» критики подмечали, как Местецкий воспевает дурачество и инфантилизм, пока другие от него бегут. И такая тематика стала фирменной фишкой в независимых фильмах автора — безумие на грани нормальности.
Довольно обычный сюжет о том, как инфантильный герой пытается повзрослеть и построить семью, но при этом не отказываясь от наивных мечтаний, из бытовой плоскости выходит в иные материи. Получается очень бодро и сверхреально. Наблюдать за всем этим забавно и смешно.
Действие происходит в вымышленном городе, который был чуть ли не столицей андерграунда в 90-е. Металлогорск оказывается хтоническим местом, в котором «если не мечтать, то вообще труба». Местецкий играет с аллюзиями на сибирский панк-рок в те годы и подхватывает сразу два мощных тренда — эстетика последнего десятилетия ХХ века и рок-музыка в России.
Ещё одна находка — отрывки, стилизованные под модную VHS-камеру, где как раз и появляется Юра Борисов в образе Сопли, не произносящего за весь фильм ни одного внятного слова. Самое удивительное, что именно в этих отрывках заложен крутой сюжетный поворот.
Режиссёр как будто бы намеренно попадает во все тренды. Он снимает топовых молодых актёров — Эльдара Калимулина, Анастасию Талызину и уже упомянутого Борисова в эпизодической, но важной роли. А ещё его фильм подхватывает тенденцию рассказывать о муках творчества и непонятых гениях в лёгкой и юмористической форме. Ведь в инфантильном, но одержимом мечтой Филиппе узнаётся и сам режиссёр.
Совмещать кино с семьёй не менее трудно, чем организацию андеграундного фестиваля. Режиссёр и сам пропадал из поля зрения из-за семейных хлопот, но вернулся к своей мечте, к созданию фильмов. А ещё к написанию музыки: все звучащие в фильме треки придуманы группой режиссёра.
Текст — София Маргацкая
Скорее всего, после просмотра сформировать однозначное мнение не получится, а кто-то даже останется в замешательстве. Однако «Год рождения» — точно один из самых смелых отечественных фильмов за последнее время, с которым стоит ознакомиться.