До начала нового столетия остаётся несколько часов. В дорогой отель во французских Альпах начинают съезжаться сливки общества — богатый аферист (Микки Рурк), маркиза (Фанни Ардан), пожилой богач (Джон Клиз) со своей молодой женой (Бронвин Джеймс), бывший порно-актёр (Лука Барбарески), пластический хирург (Жоакин де Алмейда), делавший операции почти всем постоялицам отеля, и даже русские бизнесмены (Александр Петров и Антон Пампушный). Встречает их всех обворожительный мистер Хансуэли (Оливер Мазуччи). Все так или иначе готовятся к празднику, несмотря на то, что в воздухе витают опасения по поводу конца света с наступлением нового тысячелетия.
Новогодний прокат подкрался незаметно. Череду праздничных (или не очень) фильмов на российских экранах открывает Роман Полански — режиссёр, который вот уже много лет оттачивает мастерство, смелость и чёрный юмор.
Режиссёр обращается к рубежу ХХ и XXI веков — переломному моменту в истории. Тогда прозвучало легендарное обращение Бориса Ельцина, которое режиссёр громогласно вставляет в картину. Тогда же ощущалось, что конец света близок — зловещие три нуля в цифрах наступающего года так и подсказывали, что вот-вот случится что-то страшное.
Полански критикует эру бесконтрольного потребления и богачей, которые не могут наесться чёрной икрой и напиться самым лучшим в мире шампанским. Им нужны особые привилегии, чтобы подчеркнуть свой статус и свою важность. Для этого режиссёр часто противопоставляет обычных горничных капризным постояльцам в номерах, а главным воплощением народа становится услужливый мистер Хансуэли. Он исполняет любую прихоть каждого своего гостя, носится от одной проблемы к другой, и ни одна из этих проблем не относится к нему напрямую. Для него Новый год — сущий ад.
Полански пережимает с юмором и зарисовками. Некоторые критики сравнивают «Дворец» с мрачной версией «Отеля “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона. Однако чем дальше заходит сюжет, тем сильнее хочется сравнить это творением с сериалом «Отель Элеон» или гиперболизированной вариантом передачи «Голубой огонёк». Герои всё чаще попадают в абсурдные ситуации, а Полански всё чаще, острее, но при этом глупее шутит про фекалии и секс. С одной стороны, в этом есть доля постиронии и невероятная смелость, чтобы так нарочито плоско шутить, с другой стороны — смотреть это с каждым эпизодом становится всё невыносимее.
В начале ленту ещё можно охарактеризовать таким образом, но чем дальше, тем хуже. Полански как будто бы специально начинает вызывать отвращение у зрителя, подводя к финалу.
Текст — София Маргацкая
Смотреть или не смотреть «Дворец» зритель пусть решит самостоятельно. Но, пожалуй, от этой картины стоит ожидать самых непредсказуемых впечатлений. Единственное, что точно нам не показалось, — это дебют Саши Петрова в мировом кинематографе. И теперь этот карнавал заходит на новый круг.