Новости

Бурлеск-шоу: между винтажной эротикой и театральным жанром

Мюзикл, умноженный на водевиль

Изначально бурлеск был особым жанром драматургии и поэзии. Его задача была в том, чтобы высмеивать сложные литературные приёмы, возвышенных героев и высокую лексику. Первое бурлеск-произведение было ответом на поэму Гомера «Илиада». Неизвестный автор решил спародировать произведение о Троянской войне и написал «Батрахомиомахию», где главными героями вместо людей стали мыши и лягушки. Однако сам термин появился гораздо позже: в XVI веке бурлеском свои стихотворения начал называть итальянский поэт Франческо Берни. Поэтому название жанра происходит от итальянского слова burla — шутка, и был он крайне популярен в литературе с XVI по XVIII век. В России в жанре бурлеск творили поэты Василий Майков, Александр Котельницкий, Иван Котляревский. А позднее комедийные приёмы течения переняли и журналисты-сатирики.

Наконец, Европа, XIX век. Бурлеск появляется на театральной сцене, где мгновенно приобретает статус развлекательного шоу. Первое и самое знаменитое бурлеск-шоу «Британские блондинки» принадлежит Лидии Томпсон. Артистка и продюсер сделала упор на комедийную составляющую, а девушки на сцене не раздевались полностью. На них всегда оставались чулки, корсет и панталоны. Лишь со временем откровенность бурлеск-шоу увеличивалась, и в центре постановок оказывалась женская нагота. Однако глобальное искусство не страдало — на первом месте всё равно оставались костюмы, сделанные вручную специально для каждого номера, хореография, пластика и невероятный артистизм. Представительницы этого жанра часто кокетничали и заигрывали со зрителем.

Бурлеск — это театрализованное представление, во время которого артистки очень эстетично и красиво снимают элементы костюма. Так просто и элегантно определяет этот жанр продюсер и участница шоу «Северных сирен» Кристина Смирнова.

Больше тела, меньше шоу

Именно этот лозунг 70-х, когда своего расцвета достигла порноиндустрия, породил миф о том, что бурлеск равно стриптиз. Однако это не совсем так.

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

Бурлеск и стриптиз — абсолютно разные жанры, с разным настроением и посылом. В стриптизе всё-таки женщина должна полностью раздеться. В бурлеске никогда полностью не раздеваются. Всегда остаётся прикрытая грудь, всегда на артистке остаются трусики. Также в бурлеске участвуют артистки абсолютно разных форм, разной внешности, разного возраста, начиная с 18 лет, конечно же. Здесь нет ограничений, рамок, стандартов фигуры. И никто никогда не скажет, как именно она должна выглядеть, как и до какой степени раздеваться. Она может выйти и снять только перчатку — и это тоже будет бурлеск.

Тем не менее из-за откровенности номеров, которые достигли своего пика в США, в 1935 году в Нью-Йорке бурлеск был запрещён. В других штатах для шоу появился ряд ограничений, а у раздевания появился свод правил, который дошёл и до наших дней. Например, всегда оставаться в нижнем белье, а грудь прикрывать специальными наклейками, которые называются «пэстисы».

Очередной подъём бурлеск-шоу начался в 1990-х. Ещё большую популярность жанру принесла американская актриса Дита фон Тиз. Также на новую волну популярности бурлеска повлиял бродвейский мюзикл «Чикаго», вышедший в 2002 году на киноэкранах и получивший шесть премий «Оскар». А в 2010 году вышел знаменитый фильм «Бурлеск» с Кристиной Агилерой и Шер. Он заново воспел это сценическое направление, а точнее его классическую эстетику, отсылающую к середине 60-х.

В России бурлеск как театральное шоу появился только в 2006 году. Однако развитие жанр получил совсем недавно.

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

Изначально мы создали свой винтажный клуб по интересам. То есть мы очень любим винтажную культуру, пинап-культуру. Мы просто собирались, делали различные показы винтажной моды XX века. Со временем мы поняли, что можем делать не только модные показы или вечеринки с музыкальными группами в стиле рок-н-ролла. У нас появились артистки, которые выступают в жанре бурлеск. Мы поняли, что можем делать свои классные мероприятия. В 2020 году в России произошёл буквально скачок бурлеск-культуры. Потому что артистки, которые ездили активно гастролировать в другие страны, больше не могли этого делать. Так начали появляться новые шоу, новые участницы. Это очень активно всё развивалось в Москве в первую очередь. А мы были в Петербурге и поняли, что можем делать бурлеск и здесь. Сейчас мы устраиваем свои шоу в обеих столицах. Но мы не называем это франшизой. Потому что всё-таки для нас наше шоу — душа. Это в первую очередь то, что мы любим делать. И то, как мы хотим проявляться.

Мы верим в то, что у нас есть будущее и большое развитие в России. Наше шоу стремится показывать эстетику. Это даже не раздевание как таковое, а именно обнажение, упакованное в целое представление. Наш посыл для каждой женщины заключается в принятии себя и любви к себе. Бурлеск-сообщество помогает женщине принять себя и полюбить себя, своё тело. И артистки выходят на сцену для того, чтобы усилить уверенность в себе, поделиться своей харизмой и энергетикой со зрителем. Я надеюсь, что бурлеск в России будет развиваться, а женщины всё больше будут себя любить, принимать и наряжаться.

Шоу «Северных сирен»

Если речь про классический бурлеск, то именно «Северные сирены» сохраняют эстетику и обращаются к истокам огромной культуры. Девушки сами придумывают и режиссируют свои номера, а ещё, как правило, держаться в определённой тематике. К примеру, автору KudaGo удалось побывать на шоу, посвящённом Дню святого Валентина. Поэтому все номера были посвящены многогранному чувствую любви — от первых бабочек в животе до расставания, от одержимости и страсти до мести за разбитое сердце.

У каждой из артисток есть собственное амплуа и свои роковые приёмы. Кто-то снимает лишь колье и дразнит зрителей брошенной в зал перчаткой. А кто-то готов обнажиться практически полностью и удивить публику очень смелым номером, почти что на грани.

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

Во-первых, наше шоу делает именно классический бурлеск, и мы обожаем винтажную культуру. Мы обожаем моду XX века, золотой век Голливуда, Лас-Вегас 50-х. Этот жанр просто позволяет нам делиться любовью к винтажной культуре с людьми. Мы транслируем её именно в том облике, в котором она была тогда. И вообще бурлеск очень вдохновляющий жанр, потому что для тебя нет никаких рамок. Сегодня ты Леди Элвис, завтра ты голливудская дива, послезавтра ты Эльвира — повелительница тьмы. И только тебе решать, как именно выглядеть и кем представляться. Каждая артистка сама по себе индивидуальность, она сама себе и дизайнер костюмов, и режиссёр-постановщик, и все-все-все специальности, которые у нас сейчас существуют. Как правило, всё это сочетается в каждой артистке. Здесь каждая может самостоятельно предложить свой готовый номер в какое-то шоу, которое ей больше нравится по настроению, по стилю.

Многие номера имеют свою драматургию и сюжет: выбор музыки, детали костюмов, лёгкая улыбка — ничто здесь не случайно, всё работает на то, чтобы удивить зрителя и привести его в восторг. Театральная условность позволяет воображению работать на максимуме, поэтому легко представить себя в любой из предложенных локаций. Это может быть номер отеля, дождливая улица Нью-Йорка, пустынный парк после неудачного свидания, ядовитый сад с опасными растениями. Артистки умело завладевают вниманием, точно расставляя акценты. Они не только красиво раздеваются. Они поют песни, танцуют, используют различный реквизит — в ход идут стулья, веера, блёстки. А иногда они даже танцуют чечётку. Каждый номер — маленькое произведение искусства, маленькая личная история, к которой охотно подключаешься.

На антураж работает даже внесценическое пространство. Шоу начинается уже в фойе: бурлеск-артистки встречают гостей и предлагают различный интерактив. Например, бракосочетание пришедших пар узами бурлеска. Ведущая и продюсер в одном лице — Кристина Смирнова — также является частью шоу и примеряет на себя различные винтажные образы. А между номерами сцену готовят так называемые stage kitten — девушки, которые собирают детали костюма и реквизит после номера. Они тоже соблюдают правила бурлеска и не выпадают из своего образа. Благодаря такому продуманному антуражу номера не выглядят разрозненными и не связанными друг с другом. Таким образом, внутри шоу есть связующая линия, которая помогает не выпадать из цельного действия.

Самый главный феномен бурлеска кроется в аудитории. Большая её часть не мужская, как можно подумать, а именно женская. Связано это в первую очередь с тем, что бурлеск на самом деле про любовь к себе и про избавление от комплексов, с которыми чаще всего сталкиваются именно девушки. Глобальная миссия шоу в том, чтобы женщины научились восхищаться своей внешностью.

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

У нас женское шоу, которое мы делаем для женщин-артисток. Оно придумывается женщинами и для женщин в первую очередь. Конечно, у нас в зале присутствуют мужчины. Но на бурлеск, как правило, в основном ходят женщины — это 70% нашей аудитории. Потому что это очень эстетично, это красиво, интересно рассматривать различные характеры артисток. И это очень творческая история. Я не зря сказала, что это театральный жанр, поэтому это в первую очередь смотрится как представление.

А если после просмотра шоу возникает то самое чувство собственной привлекательности, которой хочется заразить других, то у шоу «Северных сирен» и на это найдётся ответ:

Кристина Смирнова, продюсер шоу «Северных сирен»

Нет такого понятия, мол, «возьмите меня в бурлеск». Но у нас есть собственная школа бурлеска, куда можно прийти, абсолютно ничего не умея и не зная об этом жанре. Уже было четыре потока учениц, которые пришли с абсолютно нулевой базой, а мы сделали из них артистов. Мы рассказываем, как работает жанр, с чего начать, как продолжать дальше свою карьеру. Мы даём всю базу, а артисток, которые заинтересованы в профессиональном росте, мы берём в наше шоу. Дальше они уже выступают, развиваются, ездят на гастроли и вместе с нами, и сольно.

Чтобы принять себя и своё настоящее, можно смело отправляться на бурлеск-шоу. Бонусом прилагается любовь к винтажу и незабываемая харизма каждой артистки на сцене. Ощущение вечеринки в доме у Гэтсби ещё долго не отпускает после просмотра — а значит оно того точно стоит.

Текст — София Маргацкая

Оставьте комментарий
Рекомендации