Новости

Go по работам: фотограф Дмитрий Сайтимов про узнаваемый почерк, сумку для Vogue и любимую съёмку

На вашем сайте вы написали, что к занятию фотографией вас подтолкнула ваша бабушка. Что именно вас привлекло и что позволяет не терять мотивацию до сих пор?

На самом деле я пришёл в фотографию девять лет назад довольно спонтанно. Я жил в очень маленькой деревне и, если честно, подростку там особо нечем заняться. У меня была мечта — завести собаку и купить фотоаппарат. Чтобы гулять и снимать, хоть как-то развлекать себя.

Первые годы я много снимал пейзажи, животных, так как у меня дома целая ферма. С тех пор все очень сильно поменялось. Сейчас больше всего мотивации я нахожу в портретной фотографии. Часто думаю о том, что мне очень повезло иметь возможность рассказывать простые и лаконичные фотоистории про людей через призму своего видения, внутреннего мира и стиля.

Фото: Из личного архива
Бэкстейдж со съёмок

Помните ли вы свои первые работы в качестве профессионального фотографа? Чем они отличаются от нынешних?

Первые коммерческие съёмки у меня появились на втором курсе института. Тогда я купил свою первую профессиональную камеру, родной Canon 6D. Пришлось долго работать мойщиком окон, чтобы накопить на неё. Съёмки того периода были в целом неплохие, но довольно поверхностные. Сейчас опыт и насмотренность позволяют глубже видеть те же самые вещи.

Сколько лет вы уже занимаетесь фотографией? На каком этапе творчества удалось найти свой стиль?

Всего фотографий я занимаюсь девять лет, но осознанно — семь. В начале я допустил глупую ошибку — пытался сразу найти свой стиль и сделать почерк узнаваемым. Многие фотографы тратят на это десятки лет, так что не следуйте моему примеру. Не гонитесь за модой и трендами. Следуйте за своим чутьём, материализуйте и коммерциализируйте свои идеи.

Сегодня мой стиль только вырисовывается. Но свои главные принципы работы я назвать могу: естественность, простая и понятная форма выражения, честность, высокое техническое качество исполнения.

Что должен уметь фотограф? Назовите главные навыки

Фото: Из личного архива
Бэкстейдж со съёмок

Хейтеры скажут: «Ой, сейчас же все умеют фотографировать, и камеры на телефоне хорошие, зачем нанимать фотографа?». Что вы им ответите?

Тут всё просто. Если вам нужны просто качественные картинки, то их можно сделать и на телефон. Но заказывая портретную съёмку у профессионального фотографа, вы получаете авторский взгляд на себя. Профессиональный опыт помогает фотографу запечатлеть визуальный образ человека и через этот образ постараться раскрыть личность, показать её уникальные черты, типаж. Плюс съёмка — это не только конечный результат, но и сам процесс. В процессе съёмки с фотографом вы должны получить удовольствия и опыт.

Чем профессиональная фотография отличается от любительской?

Более высокими требованиями к техническому исполнению и художественной ценностью.
Фото: Из личного архива
Бэкстейдж со съёмок

Что в сумке у фотографа? Ваши инструменты для работы

Мне кажется, что про мой фоторюкзак можно снимать рубрику Vogue. Там, помимо фототехники, есть куча интересных штук — от ниток с иголкой до матирующих салфеток. Никогда не знаешь, что тебе понадобится во время работы. На репортажные съёмки я таскаю с собой целый чемодан техники, а вот на портретные у меня всегда набор простой — камера, любимый объектив 35 миллиметров и сменка для студии.

Как вам удаётся побороть стеснение клиента в кадре?

Всегда стоит помнить, что модель — это, в первую очередь, человек. Со своими страхами, зажимами и особенностями. Но секрет работы один — простое человеческое общение. Покажите, что вы знаете, что делаете, и тогда вас начнут слушать.

Самая любимая фотосессия

Очень люблю съёмку с Дашей Дроздовой. Тот редкий случай, когда удалось за час разглядеть человека и отразить его на фото, потому что он тебе доверился.

Фото с той самой любимой съёмки
Фото с той самой любимой съёмки
Фото с той самой любимой съёмки
Фото с той самой любимой съёмки
Фото с той самой любимой съёмки

Самая сложная фотосессия

Съёмка для «Силы ветра». Это был мой первый опыт съемки парусного спорта. Тебя бросает из стороны в сторону, всюду брызги, ужасный ветер, а тебе как-то нужно зафиксироваться и сделать кадр.

Фотографии с той самой съёмки
Фотографии с той самой съёмки
Фотографии с той самой съёмки
Фотографии с той самой съёмки
Фотографии с той самой съёмки

Любую ли фотографию можно исправить в фотошопе?

При должном уровне мастерства в фотошопе можно сделать что угодно. Проблема в том, что при сильных вмешательствах это будет уже не фотография, а арт. С опытом я понял, что снимать нужно так, чтобы на экране камеры снимок сразу выглядел хорошо.

Нужно избавляться от девиза «На посте всё поправим». Поверьте, так вы сильно упростите себе жизнь.

Вы уже сотрудничали с СТС, Intel, ТНТ, «Яндексом», «Газпромом». Как вам это удалось?

Я считаю, что мне очень сильно везёт. Я совсем не использую платные инструменты продвижения. Клиенты приходят ко мне сами. Конечно, для этого я много ресурсов вкладываю в имидж и репутацию. Так что, наверное, такие крупные клиенты — это результат семи лет большой работы, постоянных съёмок и частого недовольства собой.

Нравится ли вам быть преподавателем? Что вам важно воспитать в учениках?

Я сравнительно недавно в преподавании, но это дело уже даёт мне большую отдачу. Часто понимаю, что сам в процессе подготовки к лекциям многому учусь. Потому что когда ты долго в профессии, многие вещи делаешь на автомате, не задумываясь о том, почему ты поступаешь именно так.

Моя задача в преподавании фотографии — давать ученикам не готовые шаблонные решения, а пытаться донести до них то, как базово устроены принципы работы фотографа, дать некоторые вектор развития. А дальше у них уже остаётся большое поле для реализации этих принципов.

На лекциях Дмитрия Сайтимова
На лекциях Дмитрия Сайтимова
На лекциях Дмитрия Сайтимова

Какие пути развития могут быть у фотографа?

Варианта три. Первый — стать коммерческим фотографом. Второй — продавать свою экспертность/преподавать. И третий — снимать в своё удовольствие, оставаясь в нише хобби.

Что нужно развивать в себе прежде всего, если хочешь заняться фотографией?

Советую тренировать насмотренность, ведя визуальный дневник. Достаточно будет хотя бы несколько раз в день замедляться и подмечать в повседневности то, что привлекает взгляд, пытаться глубже посмотреть на привычные нам вещи.

Фото: Из личного архива
Бэкстейдж со съёмок
Насмотренность — это как мышца, которую постоянно надо тренировать.

Визуальный дневник — это долгосрочная практика, при которой вы в течение какого-то времени подмечаете и снимаете интересные для вас кадры или кадры на определенную тему.

Советы на каждый день для фотографа-любителя

  1. Вести визуальный дневник;
  2. снимать осознанно и очень много;
  3. учиться у лучших;
  4. заниматься нетворкингом.

Беседовала Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации