Новости

Go по работам: пилот о влюблённости в профессию, офисной стороне жизни и молитвах на борту

Как вы пришли в профессию?

Моё детство прошло в непосредственной близости к авиации: отец — пилот, его родители работали в аэропорту Рубцовска, мама — стюардесса. У меня было мало шансов выбрать иной путь, хотя в старших классах я думал и о других профессиях: программиста или тренера по теннису. В середине 90-х гражданская авиация находилась в глубоком кризисе, пилотов регулярно сокращали, поэтому идти по стопам отца было довольно рискованно.

Тогда я задумался, а будет ли мне интересным через …цать лет видеть себя в той или иной профессии. Работа в офисе пять дней в неделю с восьми по пяти? Пожалуй, не очень. Теннис? Я болел этой игрой, но понимал, что Питом Сампрасом мне никогда не стать, максимум — быть тренером. Бегать с ракеткой можно и по выходным.

Задумавшись о профессии пилота, я представил новые города (о новых странах даже и не думал), дневные полёты, ночные… И мне показалось, что это не сможет наскучить. 28 лет спустя с уверенностью заявляю: я не ошибся. Подробнее о начале своей лётной карьеры я написал в первой книге из цикла «Небесные истории» — «Когда всё только начинается».
Кабина пилота

Как проходит стандартный рабочий день?

У пилотов нет жёсткого рабочего графика, что одновременно является и преимуществом, и недостатком профессии — смотря как ты сам к этому относишься. Приходится работать и жить в рваном ритме: утренний рейс, дневной, ночной... Иногда несколько ночных подряд. И каждый рейс не похож на остальные: новые люди в экипаже, другие условия погоды.

Рабочий день состоит из поездки в аэропорт, важно жить к нему как можно ближе. В специальной комнате, где встречаются пилоты и бортпроводники, происходит подготовка к полёту. Мы знакомимся и анализируем полученные на предстоящий полёт данные (прогноз погоды, информацию о важных изменениях в процедуре полёта). Они помогают понять необходимое количество топлива и принять окончательное решение о вылете.

Примерно за 40-50 минут мы всей командой перемещаемся на борт самолета, где проводники занимаются своими делами по предполётной подготовке, а мы своими. После мы встречаем пассажиров и начинаем полёт.

Если полёт относительно короткий, то после короткой стоянки мы выполняем следующий рейс — обычно обратно на базу, но могут быть и иные варианты. Но если рейс длинный, например, более пяти часов, то перед выполнением следующего нам положен отдых в гостинице (обычно не менее 10-12 часов, иногда больше).

После возвращения на базу благодарим друг друга за полёт и расходимся.

Вам бывало страшно в полёте?

Нет. Хороший пилот старается не допускать таких ситуаций, где ему будет страшно. За время работы у меня сформировались несколько принципов, которым я следую сам и учу других. Они звучат так:

Наше восприятие «страшного» несколько отличается от пассажира. Там, где даже неверующие уже молятся, мы довольно спокойно обсуждаем варианты действий. Современные самолеты в частности и вся отрасль в целом — довольно надёжные системы.

В какой ситуации пилоту нельзя выходить в рейс?

Пилот может выйти в рейс, только если готов профессионально, морально и физически.

Конечно, нельзя управлять самолётом под воздействием вредных веществ. Также нельзя идти в рейс, если ты очень сильно измотан, утомлён. Однако здесь можно столкнуться с непониманием со стороны авиакомпании. К пилоту обязательно возникнут вопросы, и не факт, что руководитель примет объяснение «Я устал». Можно вспомнить про указание «Пилот имеет право отказаться от рейса, если считает, что недостаточно готов к его выполнению». Мне было бы интересно посмотреть на такой отказ в реальности и на реакцию руководителей.

К сожалению, в нашей стране внедрение эффективных средств борьбы с систематической усталостью пилотов затягивается. За рубежом можно встретить такие контракты, в которых пилот может просто отказаться от вылета с гарантией отсутствия последствий.

Какие вещи о полёте не знает пассажир?

Пассажир видит лишь выполнение полета, да и то из пассажирского кресла. Ему неведома стоящая за этим офисная возня. Мы ведь не с улицы приходим в самолет и полетели, куда захотели. У пилотов есть руководители, которые отвечают за организацию лётной работы. О её аспектах я рассказываю в книге «Офисный пилот».

Как прошёл ваш первый рейс?

Первый рейс с пассажирами на большом реактивном самолёте был в мае 2003 года на Ту-154. Мне довелось начать карьеру в большой авиации на рейсе Красноярск-Норильск, и в первом полёте я познакомился с непростыми погодными условиями Норильска, которые для него являются обычными. После долгого пути к креслу пилота, всех надежд и разочарований, основным чувством было смятение. Я ещё долго не мог поверить, что это не сон, что я работаю пилотом. Считаю, что мне повезло начать учиться этой профессии именно в Норильске у тех людей, с кем работал. Я рассказал об этом периоде в книге «Когда все начинается».

Как сделать так, чтобы уши не закладывало?

Это нормальное явление при смене давления. Чаще всего помогает просто глубоко зевать.

Но если возникают сильные болевые ощущения, то это повод обратиться к врачу.

Думаете ли вы о технике пилота, будучи пассажиром?

Только на подсознательном уровне. Для пилота полёты настолько обыденное дело, что когда он летит пассажиром, ему главное побыстрее долететь. Лучше всего — заснуть, чтобы не скучать.

Самолёты — самый безопасный транспорт?

Если взять статистику по перемещению на длинное расстояние, то да. У человека куда больше шансов попасть в неприятности, если он проедет 3000 км по МКАД, нежели пролетит это расстояние из Москвы в Новосибирск.

Какие мифы о профессии вы можете развеять?

Муссируется миф, что взлёты и посадки выполняет автоматика. Диспетчер самолёт направляет, автоматика рулит, а мы сидим и изредка жмём на кнопки. Это неправда.

Неправда и то, что пилоты — избранные люди. Мы вполне такие же, из мяса и костей, со своими эмоциями и переживаниями. Просто мы мечтали о работе в небе и прошли подготовку, которая позволила нам летать.

Какие фильмы и книги о пилотах реалистичны?

Whiskey Romeo Zulu, снятый аргентинским командиром Boeing 737 на основе реальных событий. В России в прокате не был и на русский язык не переведён, но можно найти в интернете. В этом фильме показана не самая приглядная сторона работы авиакомпании, стремящейся добиться коммерческого успеха ценой некоторых послаблений. Закончилось печально и, увы, это весьма правдивая история, имевшая место в реальной жизни.

Я вырос на книгах заслуженного лётчика-испытателя СССР Марка Галлая. Так, как писал он о своей профессии, никто больше не делал. Когда я уже стал профессиональным пилотом, то познакомился с творчеством красноярского командира Василия Ершова. Он всю жизнь писал заметки о собственных полётах и решил опубликовать их. Безмерно благодарен Василию Васильевичу за то, что он зафиксировал целый пласт истории гражданской авиации нашей страны — и золотые годы авиации, и разруху.

За что вы любите свою работу?

Она не бывает скучной. Она помогла мне увидеть города, страны, целый мир!

За 28 лет я получил потрясающий жизненный и профессиональный опыт: окончил лётное училище в Бугуруслане, немного полетал на Ан-2 — очень повезло поработать на «химии», познакомился с непростым Норильском, переехал в Москву, обучился на «Боинг» в Штатах в числе первых пилотов S7. Освоил новый тип самолётов, стал пилотом, инструктором, лётным руководителем. В 2017 году начал работать на Ближнем Востоке — и снова новые города, страны, встречи, знакомства.

Благодаря профессии я познакомился с огромным количеством людей: с коллегами-пилотами, бортпроводниками и простыми пассажирами, любителями авиации.

За что не любите?

Невозможно не любить профессию, ставшую твоей жизнью. Я воспринимаю трудности как особенности, с которыми можно справиться. Если у пассажира присутствует страх полёта — он боится летать. А главный страх влюблённого в профессию пилота — не летать.

Что пожелаете начинающим специалистам?

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — этот девиз героя книги Каверина «Два капитана» помогал мне не сдаться в трудные периоды. Когда я стал пилотом, то взял на вооружение высказывание аса Великой Отечественной войны Александра Покрышкина: «Побеждают только те, кто не дрогнул, не повернул обратно».

К сожалению, на нашу профессию очень влияют внешние факторы. Пандемия и кризисы сильно ударяют по мобильности пассажиров. В 90-х годах было очень сложно, в 2005-м выросла востребованность, в 2012-м был дефицит кадров. Затем были периоды резких взлётов и падений. В 2021-м наметился рост, сменившийся глубоким кризисом в отрасли.

Если у парня или девушки действительно есть мечта, значит, надо пробовать. Лучше один раз попробовать и потом пожалеть, чем всю жизнь мучиться из-за того, что не попробовал.
Фото: Из личного архива
Книга Дениса Оканя

Почему стоит прочитать ваши книги?

Мои книги «Небесные истории» составлены из рассказов и статей, опубликованных в моих блогах. Уже тогда они помогали и пилотам, и тем, кто только собирался в профессию. Есть люди, связавшие свою жизнь с авиацией благодаря чтению моих рассказов. Кто-то вторым пилотом, кто-то командиром, а кто-то дорос и до инструктора.

У меня есть вторая линия из двух книг об авиации, которую можно бесплатно почитать на Ridero — «Пилот гражданской авиации». Её целевая аудитория — те, кто ещё раздумывает, уже учится или только стал пилотом.

Беседовала Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации