Новости

Go по работам: преподаватель по танцам про то, что мешает плохим танцорам, терапевтические танцы и саморазвитие

Расскажи о себе

Меня зовут Рита Тахвонайнен, мне 21 год. Я учусь на тренера по акробатике в колледже при СПбГУ. Танцую уже очень много лет, параллельно занимаясь другими хобби.

В каких стилях ты танцуешь?

Честно? Люблю ходить на всё. В 17 лет я пробовала крамп (грубый стиль танца) и хип-хоп. Сейчас мне больше нравятся женственные стили: джаз-фанк, хилс, стрип. Параллельно хожу на дэнс-холл, вог, экспериментал, авторскую хореографию и другие стили. Сейчас многие танцоры создают свои подстили и привносят в танцы что-то новое.

Из личного архива

Почему ты выбрала именно танцы?

В детстве родители отдали меня на секцию по танцевальной акробатике. Уже в этом возрасте я поняла, что мне нравится танцевать, и продолжила ходить. Лет до 15 я занималась там. У нас даже были разные соревнования, в том числе всероссийские и кубок России.

В 15 лет случился первый кризис. Мне казалось, что мы делали всё одно и то же, и это меня раздражало. Была мысль, что пора уходить, так как это мой предел и потолок. Я не занималась год и всё это время не понимала, чем ещё мне заняться.

Потом пришло осознание, что если танцы нравились мне с детства, то я хочу ещё раз попробовать связать с ними жизнь, просто больше развиваться именно в танцевальных стилях. Так в 16 лет я пришла на джаз-фанк к Павлу Дягилеву. Прошло только первое занятие и я сразу же влюбилась...

Я купила абонемент на восемь занятий к Паше. Мне безумно нравились занятия. Причем нравилось всё: от хореографии до треков. Тренировки меня манили. Хотелось заниматься каждый день по несколько часов!

Из личного архива

Как случился преподавательский этап?

До определённого момента я развивалась как танцор, и мне этого было достаточно. Но потом снова пришёл предел (в хилс и джаз-фанк). Именно в этих направлениях я и решила начать преподавать. Так я начала вести группы для начинающих: преподавать технику, базу и давать хореографию.

В последнее время мне особенно нравится ставить хореографию: продумывать биты, волны, акценты, а потом всё это объяснять. Нравится также ловить коннект с людьми, и без разницы, кто это — дети или взрослые, мужчины или девушки. Особенно когда ученики стараются и задают вопросы, а если не получается, всё равно продолжают.

Как происходит момент зарождения хореографии?

Я слышу трек, анализирую, из чего он состоит (биты, слова). Если в моей голове рождается хореография (буквально пара движений), то это означает, что я смогу поставить её целиком. Это как вдохновение.

Как в твоей жизни появился проект «Танцы» на ТНТ?

В 2020 году у проекта «Танцы на ТНТ» наметился последний сезон. Моя подруга предложила мне поучаствовать. Она сказала: «Рит, может быть, мы сходим с тобой в последний сезон? Так сказать, запрыгнем в последний вагон». Я согласилась. Почему бы не попробовать?

Мы готовились к прекастингу, продумывали номер, костюмы, образы. Станцевали и получили ответ. Нам пришло заветное письмо на почту: мы прошли! Конечно, мы очень сильно обрадовались. Но одновременно испытали и стресс: всё-таки это телевизор, шоу, надо всё продумать до мелочей. Номер у нас уже был готов, но мы решили его доделать, хотя уже на тот момент он собирал овации и очень хорошо заходил в танцевальной индустрии. Танцевали под трек Акулы «Кислотный DJ». Это был интересный и важный для нас опыт.

Рита (в зелёном) в составе дуэта «Котлетка с пюрешкой»
Фото: Из личного архива
Рита (в зелёном) в составе дуэта «Котлетка с пюрешкой»
Фото: Из личного архива
Рита (в зелёном) в составе дуэта «Котлетка с пюрешкой»
Фото: Из личного архива
Рита (в зелёном) в составе дуэта «Котлетка с пюрешкой»
Фото: Из личного архива
Рита (в зелёном) в составе дуэта «Котлетка с пюрешкой»
Фото: Из личного архива
Номер длится полторы минуты. Но за эти полторы минуты ты должен показать всё, что ты умеешь.

Что самое сложное в твоей профессии?

Найти хорошую танцевальную студию. Я искала работу два года. Возможно, это связано с тем, что я искала её в тот момент, когда танцевальный сезон уже начался. Для простоты сравню его с учебным годом: с сентября по декабрь и с января по май. Лето — это что-то вроде отдыха, каникул, время для танцевальных лагерей. Я всё время попадала в середину сезона, когда весь педагогический состав уже был набран. Поэтому если тебе как танцору нужна работа прямо сейчас, лучше подождать сентября или января, тогда тебя возьмут с большой вероятностью.

Также могут возникнуть сложности с набором людей у тех, кто работает на себя. Раньше были социальные сети, которые помогали продвигаться через рекламу. Но сейчас работает сарафанное радио, и много кто приходит на занятия с подружками.

Что ты любишь в работе больше и меньше всего?

Не люблю, когда человек сначала подтверждает, что придёт на урок, а сам не приходит. Сколько раз отменялись занятия, когда я уже приезжала в студию… К сожалению, такие истории тоже случаются.

Очень люблю, когда ты в ученике видишь огонёк. Это видно в том, как он смотрит на преподавателя, как он считывает движения и продолжает танцевать, даже если что-то не получается.

Я изначально вижу, кто приходит просто потанцевать, чтобы немного расслабиться, разбавить жизненную рутину, а кто хочет именно развиваться в танцах, познать многие стили, изучить своё тело и то, как оно может двигаться.

Если этот огонёк не зачахнет, то у человека большое-большое будущее в танцах. У меня такой ученик был. Это был парень. У него много чего не получалось, но уже через месяц случился результат. И это была не только моя работа. Это результат его стараний и настроя.

Я ему всё время говорила: «Иди танцуй, у меня, не у меня, но танцуй дальше».

Он кайфовал от музыки уже на разминке и растяжке. Если он придёт к правильному педагогу, то у него будет действительно классное танцевальное будущее.

Из чего складывается успех танцора? Из стараний ученика или тренера?

Пополам. Если тренер хороший, он этот огонёк в тебе разглядит. Не стоит отчаиваться, если покажется, что наступил предел. Нужно ходить на мастер-классы, развиваться у других преподавателей, пробовать себя в других стилях.

Из личного архива

Как устроен твой рабочий день?

Я работаю в студии «25.5» на «Парнасе» и там же на «Сенной», а ещё в студии KNOWNAME. Работаю почти каждый день, кроме пятницы и воскресенья. Бывает сложно совмещать работу, учёбу и мои тренировки, на которых я не учитель, а ученик.

Как тебе роль ученика?

Мне эта роль нравится даже больше, потому что я чувствую, как расту. Таким образом я получаю много опыта, который я могу воплотить как педагог. Мне нравится смотреть за тем, как другие хореографы проводят свои занятия.

Получается, тебе постоянно требуются развитие и подпитка?

Без этого нельзя. Если танцор будет только преподавать, то в конце концов он придёт к тому, что все его танцы будут похожи друг на друга, а меняться будет только музыка. Это очень грустная история. Так ученик может потерять интерес к танцам и бросить. Именно поэтому я так часто хожу к разным хореографам. На данный момент я как раз нахожусь в поисках нового тренера.

Я считаю, что всем преподавателям нужно развиваться в своём предмете. Ходить на курсы, узнавать что-то новое, изучать новые методики. Мир развивается и не стоит на месте, и с танцами — то же самое. А значит, надо стараться соответствовать. И передавать полученный таким образом опыт ученикам, чтобы они потом вместе с тобой шли вверх по лестнице. Главное, чтобы они этого хотели.

Из личного архива

Как ты относишься к таким ученикам, которые приходят «просто потанцевать»?

Это сложно. Все учителя ставят свой предмет «выше» других по важности. Я почему-то такая же. Хотя я могу понять, если человек приходит в зал просто забыться, отдохнуть и отвлечься от всего, что происходит вокруг.

Плохому танцору всё мешает. Это правда?

Не люблю эту фразу, потому что я с ней согласна. Я всегда вижу, если человек отмазывается. Отсюда можно сделать выводы о его отношении к танцам в принципе. После фраз «не хочу» и «не могу» так и хочется ответить «и не надо!».

Я мазохист. Танцую и с травмами, и с температурой. Мне главное, чтобы результат был отличным: чтобы и тренер, и ученики были довольны.

Если что-то не получается — всегда можно спросить преподавателя. Я очень постараюсь объяснить. Если не получится снова — объясню иначе. Не стоит перекладывать ответственность на какие-то внешние факторы.

То есть лучше сразу признать, что что-то не получается?

Да, именно так. Я постоянно спрашиваю у учеников, есть ли у них вопросы. Нужно понимать, что за одно занятие никогда не получится идеально. Может не получиться и через месяц, так как все учатся по-разному. Я сама медленно учусь. Всё зависит от вашего желания и вашей цели. Нужно продолжать стараться и работать.

Дайте себе время, терпение и силы. Не ругайте себя. Просто делайте.

Что для тебя танец?

Раньше я думала, что для меня это хобби. Потом я поняла, что танец — это жизнь, как это банально бы не звучало. Танцы со мной с трёх годиков и по сей день. Это часть моей жизни. Если я буду сидеть дома, я буду танцевать дома. Я не могу без музыки и движений. Таким образом я выплёскиваю все свои чувства и энергию.

Когда мне грустно, я включаю себе грустные треки и вытанцовываю все свои эмоции, чтобы потом прийти домой и почувствовать себя обновлённым. Это помогает мне справиться со всем происходящим в мире.

Получается, танец — это терапия?

Однозначно, да. Есть у нас такая команда Drama Kings — там одни парни, в том числе Марк Куклин. На своих занятиях он может создать такую атмосферу, что ты можешь разрыдаться от своего же танца. Он переворачивает своими настроением, музыкой, видением хореографии. Ты буквально находишь ответы на вопросы, которые давно в тебе сидели. С помощью движений, музыки, его наставлений ты начинаешь осознавать очень важные вещи, о которых раньше даже не задумывался.

После его классов я могу чувствовать себя очень плохо, потому что он поднял определённую тему, в которой ты давно не копался, а сейчас снова пришлось. Но потом, уже на следующий день, переспав с этими мыслями, ты вдруг осознаешь, что гештальт закрыт, и тебе становится легче.

Из личного архива
Я такое называю психологическими танцами: ты не говоришь, что тебе больно, ты танцуешь, что тебе больно. Говорить при всех о своих проблемах тяжело, а вот танцевать — гораздо легче. После этого приходит ощущение, что ты выговорился.

Что ты посоветуешь начинающим танцорам?

Автор текста — Валерия Сдобникова

Оставьте комментарий
Рекомендации