Морис — обаятельный и очень изобретательный кот, который решил обогатиться за счёт грандиозной авантюры: он вступил в сговор со стаей крыс и мальчиком-дудочником Китом. Большой и до крайности разношёрстный состав путешествовал по небольшим городкам, запугивая местных жителей инсценированным нашествием крыс. Морис убеждал напуганных людей в том, что помочь им может только настоящий крысолов, который с помощью волшебной дудочки уведёт за собой всю стаю вредителей. Разумеется, услуга так называемого «спасителя» должна быть щедро оплачена. Каждая из искусно провёрнутых афер сходила им с рук, пока герои не попали в Дрянь-Блицбург — город, в котором обосновалась другая преступная банда.
Говорящие и интеллектуально подкованные коты в истории мировой мультипликации — далеко не редкость, поэтому удивить искушённых современных зрителей внеочередным четвероногим героем едва ли возможно. И всё же Морис взял на себя смелость влиться в плеяду себе подобных и сделал это не без должного успеха, которым напрямую обязан Терри Пратчетту — автору романа «Изумительный Морис и его учёные грызуны». В своё время произведение было восторженно принято как юной аудиторией, так и более возрастной, поскольку сюжет перманентно отсылает читателя к сказкам Братьев Гримм.
Герои напрямую обращаются к зрителям в перерыве между разворачивающимися действиями, словно исключая факт своей фантасмагоричности. Кроме того, роль рассказчика здесь постоянно переходит из рук в руки, фокусируясь то на самом Морисе, то на дочери мэра Малисии. Она убеждена в том, что является главным героем мультфильма, вопреки его названию. По ходу развития сюжета вывести на первый план одного конкретного героя становится крайне затруднительно. И дело не столько в отсутствии единоличного повествователя, сколько в колоритности и самобытности каждого отдельного героя.
Если отбросить «мультяшную» составляющую картины, то перед зрителями разворачивается вполне реалистичная и актуальная на сегодня общественная проблема — сложность в сосуществовании в мире и согласии. Люди привыкли действовать в собственных интересах, отвергая тех, кто отличается от них, а зачастую и вовсе применяют жестокость.
Создатели открыто и виртуозно говорят со зрителями о смерти, что невольно отсылает нас к «Душе» 2020 года, где тема смерти и загробной жизни служила лейтмотивом повествования. Мультфильм при этом не травмирует психику юной аудитории, а просвещает их в столь щепетильном и зачастую табуированном вопросе.
Отдельного внимания заслуживают колкие и сатирические вставки, которые забавляют не столько детей, сколько их родителей. На это и рассчитывал автор первоисточника, создавая произведение «для всех возрастов».
Ключевое преимущество «Изумительного Мориса» — заложенные в нём простые истины и ценные уроки для младшего поколения: не бросать друзей в беде, всегда находить выход из самых сложных ситуаций, не добиваться целей обманным способом и выбирать добро, каким бы заманчивым не было предложение условных Крысиных королей.
Текст — Мария Влажина.