В этих строчках из стихотворения Александра Блока довольно точно описываются вагонный ряд и царившие там нравы. С 1879 года вагоны окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс был синим, второй — жёлтым, третий — зелёным.
Билеты продавались без мест; цена зависела от класса. Второй был примерно в полтора раза дороже третьего, а первый — в полтора раза дороже второго. Естественно, поездку за максимальную стоимость мало кто мог себе позволить, поэтому презентабельные вагоны ходили полупустыми. Чтобы снизить издержки, придумали вагоны-микст: одна половина предназначалась для первого класса, вторая — для второго. Окрашивали их двумя цветами.
Лев Толстой:
«Пришлось от Горбачёва ехать в третьем классе, было неудобно, но очень душевно, приятно и поучительно».
Пассажиры первого и второго классов сдавали багаж и в вагон брали только ручную кладь. Люди с дешёвыми билетами всё добро несли с собой.
Когда видишь фотографии шикарных вагонов с коврами, диванами и столиками, даже не думаешь, что путешественникам приходилось терпеть какой-то дискомфорт. На самом деле до революции пассажиры были лишены многих удобств, которыми пользуемся мы сейчас.
Прежде всего, туалета и умывальника.
Воспитывать стоицизм и презрение к трудностям помогало и отсутствие отопления. Зимой люди кутались в шубы, платки, тулупы — словом, натягивали на себя всё самое тёплое. Единственное, что могли предложить проводники, — это специальные ящики с раскалёнными углями или кирпичами. Но если за окном настоящая русская зима, то и это не спасало.
Модест Мусоргский:
«На чугунке в пятницу замёрзла барыня — в Петербург явился труп её… Мороз страшный до 35 градусов доходит, я простудился и в путь пуститься не рискую…»
Отопление в поездах появилось в том же благословенном 1863 году.
Ну какая же романтика железных дорог без чая? Увы, знакомого нам чая в подстаканниках и перекусов пассажиры раньше тоже не знали. Аристократам из первого класса было неприлично чистить яйца и глодать куриные ножки, так что они ходили в вагон-ресторан. Правда, это стало возможно только с 1896 года, когда в России появились первые вагоны такого типа.
Но вот с чаем тоже были проблемы, поскольку достать кипяток можно было только на станции. Когда поезд останавливался, все бежали со своими чайниками и котелками в кубовую — специальное строение, где размещались баки с водой.
Дорога от Петербурга до Москвы в середине XIX века занимала около 20 часов. Спальных мест не было, максимум — откидывались спинки диванов и кресел, как в современных автомобилях. Но несмотря на все неудобства, ехать по чугунке, как тогда называли железную дорогу, было лучше, чем добираться лошадьми.
1 комментарий