Исаак Левитан трепетно относился к природе с юных лет: мог часами бродить по полям и лесам, регулярно устраивал свидания с рассветами и закатами. Но нужно понимать, что и художественная среда, в которой он вращался, будучи взрослым, оказала на него большое влияние.
Игорь Грабарь, художник:
«Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступлённо, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи».
Москва второй половины XIX века прекрасно помнила призывы Николая Карамзина «сорадованию» и «сопечалованию» с природой, зачитывалась рассказами Сергея Аксакова, слушала «Времена года» Петра Чайковского. Живописцы тоже подхватили эту волну: 1860—1870-е годы стали периодом поголовного восприятия натуры как олицетворения человеческой души. Эту творческую философию подхватил и Левитан.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Левитана было несколько именитых наставников, и один из них — Алексей Саврасов. В своём учителе он ценил то, что тот умел «отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». Но согласитесь, такое можно сказать и о самом Левитане!
На стиль и эстетику Левитана также повлияли произведения Василия Поленова и Камиля Коро.
Борис Иогансон, художник:
«Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы».
Триумф художника начался с покупки его полотна «Осенний день. Сокольники» Павлом Третьяковым. Коллекционер был большим любителем чуткого пейзажа, и с тех пор стал регулярно приобретать у Левитана картины.
Левитан (как, кстати, и Саврасов) очень любил поэзию. Особенно ему нравились стихи о природе Алексея Плещеева, Алексея Апухтина, Фёдора Тютчева, Евгения Баратынского. Строки последнего, написанные после смерти Гёте, были для мастера идеалом, к которому он стремился в живописи:
С природой одною он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.
Можно много говорить о том, что выделяет Левитана среди других художников: тут и безупречная живописная школа, и скрупулёзное отношение к деталям, и особое колористическое чутьё. Но, думается, всего этого было бы недостаточно, не будь у художника души поэта.
Исаак Левитан:
«Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения».
Даже в самом скромном пейзаже он видел изящество и красоту, разные природные явления вызывали в нём трепет и бередили душу. Каждая его картина несёт в себе законченный лирический образ, транслирует острое переживание. Это работа не только художника, но и тонкого психолога и даже философа. И именно это отличает его от многих других.
Чтобы больше узнать о жизни и творчестве Исаака Левитана, советуем книги Ивана Евдокимова и Изабеллы Гинзбург. Хороший фильм о художнике несколько лет назад снял канал «Культура». Подробный разбор знаковых произведений мастера доступен на YouTube-канале Третьяковки.
Виртуально посмотреть на полотна Левитана в Русском музее можно здесь, а в Третьяковской галерее — здесь.
Оставьте комментарий