Новости

Исторический контекст: рецензия на фильм «1993»

1993 год, время потрясений. Виктор Брянцев (Евгений Цыганов) — бывший учёный, ныне работающий в аварийной службе и утверждающий, что капитальный ремонт нужен не только трубам, но и стране. Его жена Лена (Екатерина Вилкова) работает вместе с ним. Семейная пара живёт в Подмосковье и воспитывает дочь (Анна Цветкова). Когда начинается осень 1993-го, ситуация внутри страны накаляется, народ делится на два лагеря. В центре столицы происходят беспорядки, а по телевизору показывают концерты Майкла Джексона вперемешку с новостями. Главным героям предстоит пройти это историческое испытание.

Велединский известен благодаря нашумевшему и пронзительному фильму «Географ глобус пропил» по одноимённому роману Алексея Иванова. Режиссёр полноценно показывал новый бытовой реализм, сопряжённый с искусством и неотвратимостью природной стихии. Экранизация «1993», снятая по роману Сергея Шаргунова, скорее выглядят как пилотная серия телевизионного сериала, который мог бы идти в прайм-тайм на федеральных каналах.

Налёт телевизионности, пожалуй, — главный недостаток новой работы Велединского. Из экранизации пропала литературность и должная образность, хотя несколько сильных, пусть и нарочитых метафор глазу и сознанию запомнились. Вместо этого — множество второстепенных линий и микросюжетов, которые не доходят до кульминации и не обретают логической точки.

Однако же отсутствие слепого следования тексту романа моментами пошло на пользу картине. Велединский, в отличие от Шаргунова, не противопоставляет супругов слишком явно. Главные герои действительно оказываются по разные стороны баррикад, но лишь физически. Эмоционально они, преодолевая препятствия в одиночку, оказываются вместе. Отдаляясь друг от друга в кризис, они предотвращают разрыв личностных и семейных связей в будущем.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

В интерпретации «1993» нет той политизированности, которая присуща роману. Шаргунов рассуждает о судьбе России, постсоветском пространстве, советском прошлом и советском наследии. Велединский же документирует эпоху и свойственную 90-м реальность, где фокус падает на людей, живущих в ней. В его концепции события 1993 года показаны неоднозначно. В «Чёрный октябрь» можно одновременно поверить и одновременно в нём усомниться. Режиссёр предпочитает оставить это на усмотрение зрителей.

Велединскому отлично удалось воссоздать атмосферу 90-х. Режиссёр крайне внимателен к деталям. Ощущение неизвестности с верой в лучшее проходит красной нитью через воспевание быта обычной семьи того времени.

Финал у Велединского является красивым метафоричным многоточием. Однако месседж однозначен — чтобы найти почву под ногами, нужно что-то построить. Поэтому герой символично разбирает гробы на доски, чтобы сколотить из них новый дом, новую жизнь, новую реальность. Хотя бы в своей маленькой вселенной.

Текст — София Маргацкая

«1993» может показаться напыщенным ТВ-сериалом с каким-то липким и неприятным подтекстом. Однако если посмотреть на это кино под другим углом и зацепиться за атмосферу и образы, то найдётся немало перекличек с нашим настоящим.

Оставьте комментарий
Рекомендации