Новости

«Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями»: живая история с архивными фото

О чём книга?

«Истории...» — полноценный экскурс в историю прошлых веков этого удивительного города. Доходные дома, больше похожие на волшебные замки, случайным образом сохранившиеся до наших времён — как снаружи, так и изнутри. Первый жилмассив Ленинграда, в котором строили дома без ванных и с печным отоплением. Конструктивистский дом «Электротока» и рынок на Староневском, который стал конструктивистским жилым домом. Двадцать пять домов и много человеческих судеб, которые удивительным образом переплетались с судьбами зданий. Разве не так у дома появляется душа?

Чем она интересна?

Пожалуй, главной особенностью стал детально проработанный рассказ-анализ о каждом доме — начиная от года его создания и чёрно-белых архивных фотографий до историй о каждом владельце дома, о жителях и даже их привычном досуге. Знали ли вы, что комнаты в доме Шрейберов по улице Чайковского, 63, стали прототипом для сцен в художественном фильме Рэйфа Файнса? Он познакомился с жителями и теперь, бывая в Петербурге, заходит к ним в гости. Архитектора дома на Невском проспекте, 146, Иосифа Вакса, местные жители хотели закидать гнилыми яйцами за «дебильные» планировки квартир. А туристов со всего мира до сих пор поражает тот факт, что роскошные камины в старом фонде соседствуют с неприглядным коммунальным бытом.

Кому понравится?

Книга заинтересует всех, кто, любуясь невероятными фасадами Петербурга, втайне надеется, что они хранят какие-то поистине сказочные и затейливые истории (так оно и есть). Независимо от того, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектуре или истории города, — этим страницам наверняка будет что вам рассказать.

Антон Акимов, один из авторов книги «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями»

В общем и целом работа над книгой заняла у нас почти три года. Около двух лет мы собирали материал. А потом ещё полгода длились вёрстка, дизайн. Мы что-то редактировали, правили. Пожалуй, именно это было наиболее сложным. Потому что сами походы в дома, жители, фотографии — это всегда вдохновение: что-то новое, необычное. А дальше начинается долгая, часто сложная работа с материалом. Отдельно хочется поблагодарить дизайнера Дарью Головешко. Она проделала очень большую работу с нашим материалом, всё собрала и объединила в книгу.

После того, как «Истории домов Петербурга» увидели свет, мы собрали на первую отдельную встречу именно жителей этих домов. Сделали для них презентацию, подарили книги (спасибо издательству, что выделило книги для каждого из героев книги). Очень тёплый и уютный вечер получился.

Историй действительно было много. В доме инженера Лумберга в Перекупном переулке, который мы до последнего момента не брали в книгу (хотя сфотографировали интерьеры бывшей домовладельческой квартиры), мне запомнилось то, что рассказывают все экскурсоводы: до революции семья Фёдора Фёдоровича Лумберга поспешно покинула дом, и больше о них ничего неизвестно. Очень хотелось узнать, что же случилось с ними, остались ли живы, находятся ли в России или эмигрировали. А ещё мы долго не могли найти старожилов, поэтому до последнего момента не включали в книгу этот дом. И вот уже почти в самом конце работы над материалом Максим Косьмин через свою страницу в е нашёл сначала старожилов, а потом удивительным образом (через другой информационный архивный ресурс) обнаружился след самого инженера Лумберга. Но об этом лучше узнать из книги.

А ещё было две семьи с невероятными фотоархивами. Первый обнаружился в доме семьи Россет в Коломягах на улице Тбилисской. У них сохранилось большое количество фотографий, документов в коробках и чемоданах. Когда мы с Юлей Галкиной это увидели, то подумали, что только из этого материала можно сделать отдельную книгу. А в семье Русаковых в доме на Большом Проспекте Петроградской стороны сохранились фотопластины (стеклянные негативы) с дореволюционного времени и до 50-60-хх годов прошлого века. Они никогда не оцифровывали эти изображения. И вот, для книги мы взяли и оцифровали все фотографии. Впечатления были незабываемые: впервые видеть на экране изображения столетней давности.

Оставьте комментарий
Рекомендации