Фестиваль «Послание к человеку» всегда был про людей и для людей. Фильмы, отобранные для различных программ, в образной форме заявляли о том, что волнует режиссёров и зрителей сейчас. Подтверждение тому — возросший спрос на показы смотра: люди сидели на ступеньках кинозалов, чтобы ознакомиться с лентами фестиваля. В прошлом году режиссёры преимущественно документировали одиночество. В этом году тема никуда не делась, она обрела более масштабные и разнообразные оттенки. Одиночество как потеря себя и поиск дома, а ещё как тяга к свободе — вот главное, о чём кино кричит в 2023 году.
В отдельную категорию хочется внести кино о режиссёрах. Уже сформировалась целая тенденция, когда авторы будто бы снимают собственные автопортреты. Неспроста фильмом открытия стала «Книга решений» Мишеля Гондри — увлекательное и весёлое путешествие, в которое всех втягивает непризнанный гений в исполнении Пьера Нинэ. Картина — весёлый хаос о том, как создаётся кино, и о том, какими бывают муки творчества. Гондри решает подойти к этому вопросу легко и с юмором. Поэтому вместо страданий зритель получает смешной фильм, в который веришь с удовольствием.
Или же обаятельная и тоже французская короткометражка «Белый дом» Камиля Дюмортье. В центре сюжета — брат, втягивающий сестру в своё кино, которое снимает на собственную ручную камеру. Но герой подвергает и себя, и звезду своих зарисовок опасности и риску. Безусловно, режиссёр находит оправдание одержимому поведению героя. Здесь мы вновь выходим на тему сложностей, которые поджидают каждого, кто ступит на тропу творчества.
К этой же категории можно отнести и фантасмагорично абсурдный фильм «Год рождения» Михаила Местецкого, выпустившего эту работу после восьми лет затишья. Несмотря на то, что сюжет ленты напрямую не связан со съёмками и муками творчества, в главном герое всё равно воплощено альтер эго самого режиссёра и тяга к мечтаниям. Даже если ради этого приходится оставаться большим ребёнком в теле взрослого.
«Планета Д» Олеси Рудыки переносит зрителя в подростковую колонию, пространство которой заполняют закадровые монологи заключённых о мечтах, надеждах и странной планете Д. Вперемешку с этим Рудыка включает кадры, снятые в 90-е на старенькую камеру.
На другой чаше весов оказывается «А родители придут со мной повидаться?» Мо Хараве — душераздирающая игровая короткометражка о последнем дне приговорённого к казни. Мо Хараве изощрённо манипулирует чувствами зрителей. Это одна из сильнейших конкурсных работ, которая получила главный приз фестиваля.
Не менее трогательная и волнующая работа о тюрьме и о том, как можно помочь близкому, который находится в заключении, — «Женщина из Макуэни» Валерии Алюскиной и Дарьи Беловой. История повествует о паре, где мужчина работает на каменоломне, пока его жена сидит в тюрьме. Когда мужа в очередной раз не пускают к жене на свидание, он учится общаться с ней другими способами — через заключённых и сквозь стены. Это сильная чувственная лента о том, как любовь способна преодолевать любые преграды.
Необычная документальная работа «Бэкграунд» Халеда Абдулвахеда фиксирует пустые городские пейзажи, куда главный невидимый герой с помощью фотошопа помещает силуэт своего отца, вырезанный из старых фотографий и заполняющий пустоту городских улиц. А за кадром звучат телефонные разговоры.
В то же время в программе экспериментальных фильмов можно было увидеть крохотную работу «Пустые комнаты» Жени Казанкиной. Режиссёр заснял опустевшие квартиры своих друзей. Её работа — акт психотерапии и переживания боли от разлуки.
На похожую тему в конкурсе была представлена короткометражка «Зонненхоф» Татьяны Фанни. В центре сюжета — беженка из Югославии, которую раздражают её бывшие сограждане и соседи по совместительству. Самое болезненное в этой ленте — тотальный отказ от своей идентичности.
В противовес же этому Совран Некай снимает «Франа и Верку, или обыкновенный день в заброшенной деревне», который рассказывает о двух стариках, нежелающих покидать свой дом. Это светлая и одновременно безысходная история о нерушимой привязке к чему-то родному.
Трогательный и грустный короткий метр «Протезы» Сиддхарта Потаде и Нихила Ламы о дедушке, который на праздновании своего 95-летия потерял зубные протезы. И теперь герой обречён искать их бесконечно долго, погружаясь куда-то глубоко в беспамятство, пока его родственники вспоминают весёлые и не очень моменты из жизни члена своей семьи.
«Замок» Мартина Берчимоля рассказывает об экономке, которая получила в наследство от своих хозяев дом. Теперь она заново учится жить, никому не прислуживая. А это оказывается проблематично, когда всю жизнь отдавал на благо и комфорт других людей.
Кульминацией темы непонимания стал фильм хорватского режиссёра Юрая Леротича «Безопасное место». Это история о попытке самоубийства и о тех, кто оказывается рядом, когда близкий хочет умереть. Очень личная и некомфортная лента, поднимающая табуированную тему и говорящая о ней нежно и мягко. Однако смотреть ленту тяжело ещё и оттого, что события фильма во многом автобиографичны. Сам Леротич становится той стороной, что спасает и убеждает жить. Он играет брата главного героя, поэтому многие решения в фильме с точки зрения драматургии кажутся новыми и необычным. Это один из сильнейших дебютов в европейском кино за последнее время.
Ещё один впечатляющий фильм на эту же тематику — «Каракуль» Давида Депессевилля о 12-летнем сироте, пытающемся прижиться в новой семье. Почти бессюжетная лента наполнена очень любопытными образами и поражает точностью отобранных сцен, которые во всей красе показывают жизнь совершенно обаятельного главного героя и раскрывают его противоречивый характер.
Безусловно, не обошлось и без самых смелых тем и экспериментов. Например, «Тающие на солнце» Диего Саспедеса повествует о том, как дочь отговаривает мать от отношений с тираном. Кино похоже на сон и не так прямолинейно как кажется: диалоги и обряды, жесты и действия — всё наполнено мистицизмом. А «Дети июля» Марии Чукальской так и вовсе не самым стандартным киноязыком рассказывает о девочках из христианской общины. Обычный подростковый буллинг Чукальская переводит в религиозную сферу. Локация и энергетика христианской общины сами по себе диктуют правила.
«Природа любви» Моньи Шокри шокирует своей простотой и откровенностью. В центре сюжета — преподавательница философии, которая уходит от мужа-интеллектуала к обычному рабочему. Душевные метания героини показывают, что даже в отношениях можно чувствовать себя одиноким и несчастным.
Обворожительная лента «Фрау» — второй полнометражный фильм российской сценаристки Любови Мульменко. Её герои балансируют где-то на грани, пытаются убедить себя в любви друг к другу, но на самом деле строят проект под названием «счастливая семья». Мульменко удалось снять самый небанальный ромком, в котором сталкиваются совершенно другая реальность, замечательный юмор и жизнь без прикрас.
К более высоким материям обращается «Человеческая природа» Моники Лима — лента, полная солнечного света и молчаливых метафор. Но за ними легко читаются рассуждения о рождении детей, родительской ответственности и о том, стоит ли вообще приводить нового человека в жестокий и непонятный мир.
«Каникулы» Анны Кузнецовой — фильм закрытия. Лента манифестирует поиск родственных душ там, где вовсе не ожидаешь их встретить. Ведь история двух учительниц, которые отправились в Сочи с группой детей, в лёгкой и юмористической форме рассказывает именно о терпении, милосердии и маленьких подвигах.
Оставьте комментарийТекст — София Маргацкая
Оды свободе и тёплым взаимоотношениям, памяти, родному дому и корням — главное, о чём с нами говорит актуальное кино в этом году. Именно таким и получился 33-й фестиваль «Послание к человеку».