В годы гражданской войны и военного коммунизма проблема проституции остро не стояла. Число молодых мужчин в Петрограде резко уменьшилось, а тем, что остались, было не до плотских утех. Люди голодали и думали только о том, как бы выжить.
Юрий Анненков, художник:
«У мужчин была почти полная импотенция, а у женщин исчезли месячные… Умирали просто и часто».
Изменилась и общественная мораль. Отказ от церковного брака и лёгкость разводов стёрли границу между случайной связью и законными отношениями. Популярна была теория стакана воды, которая продвигалась в литературе и обсуждалась на комсомольских диспутах. Согласно ей, удовлетворить половую потребность должно быть так же просто, как утолить жажду. Впервые постулат озвучила французская писательница Жорж Санд:
На этом фоне востребованность публичных женщин пошла на спад. Если в 1914—1917 годах 47 % городской молодёжи лишались девственности с проститутками, то в 1921—1923 годах эта цифра упала до 6 %.
Переход к НЭПу возродил проституцию. Первыми вкус свободных денег почувствовали городские дельцы — бизнесмены, посредники и перекупщики. Отдыхать они любили с размахом. Царившие в этой социальной среде настроения очень метко описал Корней Чуковский:
Проще всего найти девушку на вечер было в кафе или ресторане в районе Невского проспекта. Популярны были те же заведения, что и до революции: «Дарьял», «Кавказ», «Метрополь», «Максим». С интересной барышней знакомились, договаривались о цене и отправлялись на квартиру.
Самым рыбным для проституток местом считался «Бар» на площади Лассаля (сейчас площадь Искусств), а также ресторан «Крыша» в гостинице «Европейская». Работавшие здесь дамы были красивы, ухожены, хорошо одеты, свободно владели языками. Их клиентами были иностранцы, которые за одну ночь платили по 40—50 рублей. На фабрике в те же годы получали около 20 рублей в месяц.
Живших на грани нищеты женщин проституция прельщала лёгкими деньгами. Если до революции торговать телом шли в основном крестьянки, то теперь это были сотрудницы многочисленных советских контор и пролетарки.
В 1922 году петроградская милиция констатировала:
Среди большевиков не было идеологического единства в отношении к жрицам любви. Ленина больше заботила мировая революция, чем половые вопросы, о проституции как явлении он не задумывался. Когда проститутки мешали делу революции, решение было простым — расстрелять. Именно так следовало поступить с девушками, которые, по мнению вождя, спаивали красноармейцев в Нижнем Новгороде.
Соратники Ленина были не столь радикальны и считали, что публичных женщин нужно направить на путь истинный.
Постепенно в профилакториях вместо медицинской помощи и обучения стали насаждать идеологию. Так было в учреждении недалеко от Сенной площади, которое возглавляла жена Сергея Кирова — Мария Маркус. Она не разбиралась ни в медицине, ни в педагогике, а лучшим способом воспитания считала большевистскую риторику и примеры из жизни революционеров. Теперь девушки не читали в библиотеках и не учились ткать, а ходили на митинги и демонстрации.
Слухи об этом дошли до Москвы, и Маркус сместили. А профилакторий перенесли за черту Ленинграда и преобразовали в колонию строгого режима. Арестанток заставляли тяжело работать, лишали еды и прогулок, физически наказывали. Ни о каком возрождении для новой жизни не шло и речи. После освобождения почти все проститутки снова выходили на панель.
Официально публичных домов в СССР не было, однако существовали подпольные дома свиданий. Один из них стал известен на всю страну после огласки уголовного дела генеральши Апостоловой.
Всё началось с предсмертной записки молодой женщины, где говорилось, что она ужасно виновата перед мужем и предпочитает уйти из жизни. Следователь вызвал на допрос подругу погибшей, и та рассказала об элитном борделе, где они обе работали. Содержала притон почтенная дама, вдова офицера царской армии Антонина Апостолова.
Она знакомилась с женщинами в парфюмерных магазинах, в парикмахерских, у модных портных.
Генеральша устраивала свидания прямо у себя в квартире. Во время следствия Апостолова вину отрицала, а на судебном заседании заявила: «Не в портнихи же мне идти». Содержательнице борделя дали 10 лет.
Благодаря усилиям карательных органов организованная проституция ушла в прошлое, однако подпольные бордели продолжали существовать. Относительно открыто работали так называемые «валютчицы», которые встречались с иностранцами и затем докладывали обо всём КГБ.
Но официально проституции в СССР не существовало. Заговорили о ней только с началом эпохи гласности.
Продолжение следует. О других увлекательных историях дореволюционного Петербурга читайте в наших текстах.
Оставьте комментарий