Новости

Краткий экскурс в религию и атеизм: рецензия на фильм «По Фрейду»

3 сентября 1939 года. Вторая Мировая война резко набирает обороты. Зигмунд Фрейд (Энтони Хопкинс) вместе со своей слишком преданной дочерью Анной (Лив Лиза Фрис) покидает Вену и переселяется в небольшую квартирку в Лондоне. К Фрейду наведывается молодой профессор, литературовед Клайв. С. Льюис (Мэттью Гуд). В кабинете великого психоаналитика затевается спор о мироздании.

Фото: kinopoisk.ru

Для общего понимания стоит забежать вперёд к финальному титру фильма, который гласит, что в начале сентября Зигмунд Фрейд действительно встречался с молодым профессором-литературоведом из Оксфорда в своей лондонской квартире.

Писатель Арман Николи противопоставил тезисы двух учёных в своей книге «Проблема Бога: полемика К.С. Льюиса и Зигмунда Фрейда о Боге, любви, сексе и смысле жизни». На её основе родилась пьеса «Последний сеанс Фрейда». Написал её американский драматург Марк Ст. Джермейн. То есть этот спор — остроумная фантазия нескольких авторов, взятая из известных учений. Нынешний фильм, снятый режиссёром Мэттью Брауном, — вольная экранизация этой театральной постановки.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Камерность первоисточника сохранена — практически все события разворачиваются в небольших комнатах в квартире Фрейда в Лондоне. Крупные планы, детали, диалоги, снятые восьмёркой, — вот и весь арсенал художественных средств.

Однако Браун расширяет историю двумя подсюжетами. Первый из них рассказан с помощью флэшбеков. На нарративном уровне они раскрывают зрителю тайны прошлого и Фрейда, и Льюиса. Всё это немного прямолинейно развивает характеры персонажей.

Второй подсюжет кроется в созависимых отношениях между Фрейдом и его дочерью Анной. Исторически у Анны действительно была болезненная привязанность к отцу. Однако в фильме, который строится на диалоге двух умов, эта линия кажется неуместной и лишней. Более того, она так и не раскрывается до конца.

Фото: flicks.co.nz

Всё драматургическое напряжение так или иначе сосредоточено на разговоре Льюиса и Фрейда. Они спорят о Боге, говорят о сексуальности, ищут истину в добре и зле. Столкновение двух кардинально разных точек зрения само по себе двигает сюжет и создаёт интригу на словесном уровне. И это скорее заслуга Армана Николи и Марка Ст. Джермейна, но не режиссёра Брауна. Ведь мировоззрения и философские искания Фрейда и Льюиса изложены довольно поверхностно. Впрочем, они наверняка могут побудить к более глубокому изучению вопросов религии, атеизма и мироздания.

Текст — София Маргацкая

«По Фрейду» — довольно спорная работа, которой хорошо в театре и тесно в кино. Хотя наблюдать за тем, как развивается гипотетическая дискуссия двух великих людей по-зрительски интересно. Да и где мы ещё увидим Хопкинса и Гуда в обличии исторических личностей, которые отчаянно спорят, а потом, как истинные джентльмены, пожимают друг другу руки?

Оставьте комментарий
Рекомендации