Новости

Нарастающая тревога: рецензия на фильм «Все страхи Бо»

Бо Вассерман (Хоакин Феникс) боится всего на свете: громких соседей, выхода на улицу, похода в магазин, женщин и странных маргиналов, так и норовящих пырнуть кого-то заточкой. Самое страшное для него — это поездка домой к матери. Ведь это означает не только столкновение с опасным для него миром, но и встреча со страхами из детства. Единственное, ради чего герой готов выйти из дома, — это сеанс у психотерапевта, который выведет слово «вина» в своём блокноте и назначит сильнодействующие таблетки от тревожного расстройства. Уже взрослый Бо до сих пор напуган тем, что рассказывала ему мама, когда он был мальчиком, а ещё он до сих пор зависит от мнения окружающих. Путешествие Бо приобретает неожиданный поворот, даже ещё не начавшись. Впереди его ждут разбушевавшиеся бездомные, паук-убийца, добродушная на первый взгляд семья врачей, спектакль в лесу и неожиданный финал в доме у матери.

Фото: kesq.com

Первое, что может напугать зрителя ещё до прихода в кинозал, — это трёхчасовой хронометраж. Невольно скучаешь по стандартному полуторачасовому метру, а на три часа фильма возлагаешь большие надежды — режиссёр обязан оправдать такое количество времени. Ари Астер как раз из тех, кому точно можно заходить на такие опасные территории. Зарекомендовав себя как автора самых необычных и порой безумных хорроров, в новой работе у режиссёра полностью развязаны руки.

«Все страхи Бо» — не просто комедийный фильм ужасов, это полноценное исследование жизни глубоко травмированного человека от самого детства до старости в крайне необычной форме. Только сюр, смешение снов, страхов, больной фантазии, вымышленного и реального.

Страх и тревогу Ари Астер воссоздаёт филигранно, не прибегая ни к одному банальному приёму. На протяжении всего фильма зритель как будто бы залезает в голову главного героя и испытывает на себе все недуги тревожного расстройства. Даже тем, кто ничего не боится, тревога окажется понятной, а вопросов о том, почему так страшен обычный поход в магазин за водой, действительно ли в эклерах прячут ножи, а пищевые красители вызывают рак, не возникнет. Крупные планы, детали, диалоги, грамотная драматургия с яркими сценами, которые говорят сами за себя, и точный чеканный темп — вот что позволяет Астеру погрузить в этот страшный мир человека, который каждую минуту пытается не жить, но хотя бы нормально функционировать и ничего не бояться.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: movieplayer.it

Из-за этого кажется, что всё происходящее — на самом деле фантазия героя, то, что он сам себе надумал. Зритель постоянно сомневается в подлинности событий, хотя в целом это типичный приём для Астера. Каждый новый акт его трёхчасового опуса ломает все ожидания и стирает границы хоть какой бы то ни было логики. Более того, при всей маскировке под комедийный фильм ужасов «Все страхи Бо» представляет собой метажанровое произведение. Здесь триллер вечно сталкивается с драмой, абсурд — с очень чёрной комедией, внутри фильма вшита даже анимационная короткометражка с многообразием театральных декораций. Художникам-постановщикам пришлось попотеть над антуражем фильма и прочими мелочами, ведь повествование очень насыщенное, а смена локаций достаточно интенсивная. Кажется, даже сам автор не знает, куда заведёт его воображение и сила творческой мысли.

Фото: wired.com

Конечно, иногда утомляет любовь Астера к ложным концовкам, и зритель поглядывает на часы, чтобы понять, когда этот сюр прекратится: на чём в итоге всё остановится и куда приведёт жизнь Бо.

«Все страхи Бо» — кино не для всех, оно вовсе не простое, да к тому же вызывающее недоумение вроде: «Что я вообще сейчас посмотрел?». Но что делает его выигрышным и интригующим, так это принадлежность к авторскому сегменту при всей попытке казаться чем-то массовым.

На самом деле жанр — лишь условность, поскольку «Все страхи Бо» представляет собой концентрацию очень травматичного опыта в сюрреалистичной обложке. Это чертоги разума человека, который стал жертвой воспитания собственной матери.

Наконец, то, с какой драматичностью прописаны герои, — вызывает восторг и окончательно делает опус почти что шедевром. Украшение фильма в виде Хоакина Феникса, безусловно, решает многое. Ему удалось создать неуклюжего, жалкого и при этом обаятельного героя, который способен вызвать как чувство умиления и желание помочь, так и еле сдерживаемое отвращение. Благодаря харизме актёра финал, каким бы он смешным и безумным не казался, смотреть на самом деле грустно. Чёрная комедия превращается в трагедию, от которой становится очень горько.

Фото: burgkino.at

Осилить «Все страхи Бо» вместе с вшитыми туда поп-культурными цитатами и всем мракобесием на экране — задача не из простых. Но если этим кино и впрямь проникнуться, то захочется пересмотреть и сделать его одним из любимых. Весёлое и безумное роуд-муви с неожиданными поворотами оставит привкус размышлений о травмах детства и ошибках воспитания. Всё, как любят истинные ценители.

Текст — София Маргацкая.

Оставьте комментарий
Рекомендации