Питер (Хью Джекман) вечно работает. Дома его ждёт молодая жена Бет (Ванесса Кирби) с новорождённым сыном Тео. Но особые трудности Питеру доставляет Николас (Зен МакГрат) — ребёнок от первого брака с Кейт (Лора Дерн). Он не ходит в школу, ни с кем не общается, постоянно вредит себе и хочет покончить жизнь самоубийством. После ухода отца из семьи Николас не может прийти в себя и справиться с травмой. Питер решает взять подростка под свой контроль, но, кажется, это лишь усугубляет положение.
Накануне выхода в широкий прокат «Киноклуб Киноафиши» показал второй фильм французского писателя и режиссёра Флориана Зеллера. Для членов киноклуба мероприятие свободно для посещения, однако показы пока проводятся только в Санкт-Петербурге.
Для режиссёра в карьере самое трудное — не дебют, а второй фильм. Если первое кино оказывается успешным, то понижать планку нельзя. Наоборот, нужно прыгнуть выше головы. Для Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом обернулся невероятным триумфом — два «Оскара» и великий актёр в главной роли. Сделать лучше или хотя бы так же — невероятно тяжело.
После Венецианского кинофестиваля критики разнесли в пух и прах вторую пробу пера режиссёра. Основные претензии формировались вокруг того, что Зеллер показывает искусственный пластмассовый мир богатых, у которых не может быть проблем, депрессии, да и вообще всё решается круглой суммой на банковском счёте.
Однако же это — единственное, за что не хочется критиковать «Сына». Богатые тоже плачут, а от подростковых депрессий и страданий никто не застрахован. Ни сами дети, ни их родители. Даже если сын определён в лучшую школу, а отец занимает высокий пост. В общем, здесь Зеллер выбрал непопулярную, но очень разумную риторику, где ментальные проблемы и трудности взаимоотношений в семье могут коснуться абсолютно каждого.
Очевидно, что Зеллер обращается к библейским образам и мотивам, как бы заезженно это не выглядело. Питер — бог-отец, Николас — бог-сын, Кейт — Дева Мария, а Бет — Ангел-хранитель, который обнаруживает возобновившееся пристрастие Николаса к селфхарму — именно она предотвращает его попытку самоубийства.
Библейский пафос и гиперболизация образов явно лишнее в рамках масштаба того, что хотел сказать автор этим фильмом. Суть же на поверхности — нужно быть внимательнее к своим детям эмоционально. И не ограничиваться стремлением дать ребёнку всё в материальном плане. Гораздо важнее духовная любовь и эмпатия. Подтекста глубже нет, и к чему заигрывание с высокими формами вовсе не ясно.
Как режиссёр Зеллер в «Сыне» совсем не состоялся. Ощущение, что фильм делался в спешке. Динамика отсутствует не только в сюжете и драматургии, но и внутри кадра. Практически весь фильм статичен, заперт внутри квартирных коробок или больничных палат, что смотрится невыгодно. Вся лента наполнена огромным количеством диалогов, а не действий. Пространные рассуждения и риторические вопросы утомляют, уже после первого акта смотреть становится слишком скучно. Более того, монтировать всю картину, построенную на диалогах, сплошными восьмёрками было самым плохим решением.
Немногое, что спасает «Сына», — это прекрасная актёрская игра. Великолепная Лора Дерн, кажется, способна сыграть без слов, одной мимикой и своей сдержанной улыбкой. Хью Джекмана так и вовсе давно не было видно на большом экране. Его задумчивость и ненавязчивая игра делают диалоговое действие вполне сносным. Немного высокопарно на этом фоне смотрится Зен МакГрат. Хотя, как и положено подростку, в его системе мира всё достигает огромных размеров, а с преувеличением МакГрат справляется прекрасно.
Сложно сказать, стоит ли «Сын» двух часов времени и похода в кинотеатр. Однако если кажется важным вспомнить о самом главном в отношениях родителей и детей, то сходить нужно. Мысль лежит прямо на поверхности и работает как призыв — будьте внимательнее друг к другу сейчас, чтобы не пришлось жалеть потом.
Текст — София Маргацкая.