2200 год. Детектив Алин Руби и её напарник-робот Карлос Ривьера получают новое дело — отыскать пропавшую студентку, которая проводила незаконные эксперименты по робототехнике. В ходе расследования дело принимает более серьёзный оборот — герои сталкиваются с масштабным заговором крупных мировых корпораций.
Над производством полнометражного дебюта французский мультипликатор Жереми Перен работал несколько лет. Вместе с соавторами сценария он вдохновлялся как кинематографическими (от «Космической одиссеи» до «Призрака в доспехах»), так и литературными образцами фантастики.
Будущее 2200-го года в мультфильме непосредственно вытекает из дня сегодняшнего: это мир не катастроф и революций, а постепенно разворачивающегося прогресса. Все технологии — от всевозможных роботов-помощников до методов медицины и коммуникации — являются продуктами многократно усовершенствованных образцов из сегодняшнего дня. Более того, высокотехнологичное далёкое будущее сохраняет знакомые элементы настоящего — вплоть до знакомой вывески бургерной за ближайшим поворотом.
Закономерно, что в сюжете о фантастической реальности затрагиваются проблемы современности. И в истории о сосуществовании людей и роботов прослеживается социальная подоплёка. В будущем опасения о порабощении мира роботами нисколько не утихают, а выплёскиваются массовыми народными митингами.
Многие роботы очень похожи на людей, а часть из них, включая напарника главной героини, предстают механическими телами с вживлёнными в них чувствами, эмоциями и воспоминаниями погибших людей. Социальный сюжет особенно остро проявляется в мультипликационной форме, в которой все персонажи предстают всего лишь нарисованными фигурками. Только у одних похожих на людей героев кровь красная, а у других — тёмно-синяя, как машинное масло.
Мультфильм строится на сочетании нескольких жанров. Главной здесь оказывается детективная интрига: повествование открывается эпизодом с внезапным убийством. Опознаваемы и элементы неонуара, в первую очередь в фигурах одиноких и неприкаянных главных героев: дело расследуют циничная и склонная к алкоголизму Алин и её напарник Карлос — устаревший андроид, с загруженной в него личностью погибшего на войне солдата. Присутствуют и захватывающие экшн-сцены, характерные для фантастического боевика: сражения с гигантскими монстрами, погони и спасения в последний момент. Проработанная до мельчайших деталей фактура мира при этом не утяжеляет повествовательную функцию в мультфильме.
Мультфильм успешно вмещает в себя столь различные компоненты: детализированное внимание к технологиям будущего, социальный подтекст, ясность драматургии и жанровое разнообразие. Сложные и запутанные сюжетные перипетии к финалу сводятся к противостоянию сильнейших мира сего и героя-одиночки. А сам финал предполагает неоднозначность сюжетной интерпретации.
Текст — Мария Шиманская
Важнейшим фактором в фильме «Марс Экспресс» оказывается сама мультипликационная форма. В финале можно увидеть, как выглядит душа робота — симфония из движущихся плоскостей, линий и точек.