1919-й, разгар гражданской войны в России. Будущий легендарный аферист Остап Бендер (малоизвестный актер Арам Вардеванян) и его отец Ибрагим, о котором мы слышали только то, что он был турецкоподданным (актер Сергей Безруков, который был и Пушкиным, и Есениным, и Иваном-дураком), продолжают охоту за «жезлом Румянцева» во второй серии трилогии по мотивам Ильфа и Петрова. Конкуренцию единокровным авантюристам составляют выразительные исторические персонажи — Миша Япончик (Никита Кологривый), Нестор Махно (Павел Деревянко), Григорий Котовский (Юрий Колокольников) — и не менее рельефные вымышленные герои вроде магнетической рыжеволосой бандитки в исполнении Веры Брежневой.
Те, кто не видел «Бендер: Начало», вряд ли заметят переход от краткого пересказа первой части к демонстрации второй, ибо он размыт, как смоченные слюной водяные знаки на фальшивой купюре. Новый продюсерский проект Александра Цекало движется по накатанным колеям трилогии о Гоголе — и за верстовыми столбами кинопремьер долго ли коротко ли откроется долина телесериала на канале Россия. Когда понимаешь это, к таким понятиям как «завязка» и «экспозиция» начинаешь относиться с подобающим случаю цинизмом. Шалость с коллажем из гоголевских сюжетов на фактуре постмодернистского хоррора удалась. Теперь компания Sreda смастерила плутовской фарс-приквел к романам Ильфа и Петрова, смахивающий одновременно на «Неуловимых мстителей» и на «Пиратов Карибского моря».
Но об этом ниже. Версия «красной свадьбы» от анархистов-революционеров с гопаком и пулеметами, расправа наряженной в медсестру Брежневой с большевиками в стиле Наташи Романофф, чтение Колокольниковым, играющим влюбленного Котовского, стихов Маяковского, которого Колокольников сыграл в 2018-м, — фильм полон подобных вспышек упоительного китча. Павел Деревянко здесь — инфернальный фаталист Махно, Александр Цекало — еврей-гробовщик. А пуля во лбу — еще не повод хоронить героя, который пока нужен. Всё это как бы намекает, что мог получиться рафинированный трэш.
Командует парадом в касте, безусловно, Сергей Безруков, о количестве христологических ролей с замесом на «наше всё» в фильмографии которого уже неловко и говорить. Бендер, что характерно, — одновременно и трикстер, как Иешуа или Иван-дурак (путешествует, воскресает, делает чудеса), и представитель криминального мира, как Саша Белый или вор Сумрак. То, что это не тот самый Бендер, сути не меняет. По факту актер в тон персонажу провернул небольшой фокус: сыграл Великого Комбинатора, не играя Великого Комбинатора. Молодой Остап на фоне папы выглядит в меру обаятельным подмастерьем. А вот турецкоподданный Ибрагим предстает в расцвете творческих сил, сияя из-под краснополой шляпы фирменной безруковской харизмой.
При вполне увлекательном сюжете, хорошей дозе экшена, фарсово-выразительных персонажах и с фантазией созданных декорациях (вроде импровизированной «мулен руж» в стане Махно) действие местами вязнет то в «дохлой, томной лирике» (обычное дело для фильма с Безруковым), то в режущей глаз серьезности сцен с показательными расправами, то в обычных сценарных ямах. На полпути к здоровому юмору у сценаристов кончается горючее. В итоге ни трэша, ни лирической комедии — только чудаковатые приключения на фоне бездорожья и разгильдяйства.
Режиссёр «Бендера» Игорь Зайцев (с Сергеем Безруковым он, к слову, уже работал в «Есенине» и «Каникулах строгого режима») в этом году отметился также сериалом «За час до рассвета». Там еще один культовый российский актер Константин Хабенский помогает создать еще один кинодуэт наставника-скептика и ученика-идеалиста, списанный с еще одного сверхпопулярного советского произведения «Место встречи изменить нельзя». Похоже на стратегию. Или на зону комфорта. «Бендер» в игре по этим правилам выглядит увереннее и храним продюсерским талисманом. К тому же, окутан ароматной ностальгической дымкой, готовой соткаться где-то в предысторию саморекомендации «Бендер Задунайский», где-то в обыгрывание сентенции о бензине и идеях, а где-то и в философскую беседу с до слез знакомым панчлайном про Шепетовку, о которую разбиваются волны Атлантического океана.
Финальная часть трилогии обещает развязку, где на горизонте маячат, кажется, воссоединение несостоявшейся родительской четы, отплытие к «серым гаваням» Рио-де-Жанейро (фигуральное, если не хэппи-энд) и остающийся в обновленной России молодой Остап. Хронологически герою только предстоит стать легендой. Но если в 2021-м он еще не редуцирован до состояния наскальной надписи в Дарьяльском ущелье, то и на том спасибо.
Виктор Лукьянов
1 комментарий