Фанни (Лу де Лааж) живёт в Париже вместе со своим мужем (Мельвиль Пупо). Этот брак она считает комфортным, но несчастливым. Однажды на улицах осеннего города Фанни встречает своего бывшего одноклассника (Нильс Шнайдер) из Нью-Йорка, который был безумно в неё влюблён. Невинное общение перерастает в роман, который ничем хорошим точно не закончится.
Экспозиция фильма незатейливая и лёгкая — Вуди Аллен в своём стиле рассказывает очередной воздушный анекдот. За легкомысленной формой стоят не самые поверхностные смыслы. А тонкий юмор режиссёра — лучший способ смотреть на столь ироничный мир.
В Фанни можно разглядеть толстовскую Анну Каренину. Вплести эту отсылку прочно в повествование не удалось, но реверанс в сторону русской классики сделан довольно прямолинейно.
На первом плане — мотивы случайностей, которые совершенно не случайны. Аллен, как большой художник, на всех уровнях исследует тему судьбы и рока. Хочется вспомнить фильм 1999 года «Беги, Лола, беги» немецкого режиссёра Тома Тыквера, в котором судьбу можно изменить, отматывая время назад или переигрывая события по новому сценарию.
Режиссёра интересует совместимость брака и счастья или же брака и комфорта. Тихая размеренная жизнь в достатке, спокойствие за своё будущее и работа в удовольствие — то, что имеет Фанни в отношениях со своим мужем. Страсть, нахлынувшие чувства, взаимопонимание, интерес к творчеству и искусству — то, что оказывается на другой чаше весов, когда девушка решается на роман с бывшим одноклассником. Но, как бы не хотелось героине, балансировать между двух граней не получится. Придётся сделать выбор. Но у Аллена даже в этом случае всё решает судьба, которая кропотливо, хотя и не без едких подшучиваний, расставляет всё по своим местам.
Аллен в «Великой иронии» непривычно отступает от собственного стиля. Здесь нет знаменитых достопримечательностей и ощущения туристического взгляда на город. Режиссёр прячет Париж в городской суете и бытовых хитросплетениях — от парков с жёлтыми листьями и модных офисов до маленьких, но уютных квартир и загородных локаций для охоты.
Текст — София Маргацкая
Поклонники Вуди Аллена наверняка разглядят в «Великой иронии» что-то новое. В крайнем случае осенняя атмосферная мелодрама поможет подготовиться к наступающим холодам.