Новости

Полёты во сне и наяву: рецензия на фильм «Отпуск в октябре»

Актриса по имени Света (Мария Мацель) живёт в Санкт-Петербурге и снимается в проходных сериалах. Однако героиня уже давно мечтает сняться в большом проекте и выйти на новый уровень. Ей везёт, когда она попадает в болливудский проект к индийскому режиссёру. Со временем Света понимает, что съёмки похожи на странную игру, в которой никто не знает правил и финального исхода.

Фото: kinopoisk.ru

Обычная квартира, кухня. Света сидит за столом и искусственно плачет. Девушка не в силах ответить на вопросы полицейского, который пришёл принять заявлении о пропаже подруги героини. Зритель, конечно же, в это не верит, потому что кино пока похоже на мыльную оперу стандартного федерального канала. И буквально через минуту режиссёр подтверждает сомнения в достоверности.

Всё кино Михайлова похоже на сон во сне. Это основной мотив его работ, который достигает апогея в «Отпуске в октябре».

Роман Михайлов за пару лет заработал себе режиссёрское кресло в более масштабном кино, выйдя из андерграунда. «Сказка для старых» о бандитах и поисках подельника представляла собой психоделический криминальный сюжет. «Наследие» о похоронах местного колдуна по православным традициям так и вовсе уходило в религиозную сферу и балансировало на грани странного сна. Сон как мотив всегда присутствовал в лентах режиссёра.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

«Отпуск в октябре» стал самой большой работой в фильмографии Михайлова, где он позволил себе отпустить фантазию, здравый смысл и в принципе хоть какие-то основы любого нарратива и сценарной структуры.

Главная героиня «Отпуска в октябре» постоянно повторяет, что ей снятся различные сны, а в одной из сцен поёт песню, в которой есть следующие слова: «И будто бы я сплю, и будто бы не сплю». И такое поселившееся сомнение в реальности всего происходящего появляется не только у героини. Все события могут быть как сном, так и очень странной искажённой жизнью.

Света в исполнении Марии Мацель будто бы оказывается в «Алисе в стране чудес», но бессюжетной.
Фото: kinopoisk.ru

Михайлов постоянно обманывает ожидания зрителя. Когда героиню и других актрис, которые согласились сниматься в болливудском проекте, увозят в грузовике, мы невольно ждём продолжения в каком-то криминальном духе. Но героини действительно оказываются на съёмках. И именно здесь режиссёр позволяет различным странностям случаться.

Он высмеивает типичные советские сцены и клишированные диалоги советских сценариев. Он заставляет сомневаться во всём, что происходит на экране. Не стоит ждать, что события выстроятся в какой-то сюжет и станет хоть что-то ясно.

«Отпуск в октябре» богат на красивые планы и кадры в эстетике Линча. Михайлов не скрывает своей любви к режиссёру, но подчёркивает, что не копирует его. Впрочем, это не так.

Несмотря на всю пленительность туманных пейзажей и неоновых коридоров, линчевский стиль не работает в российской глубинке. Всё это выглядит чужеродно и неестественно.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Текст — София Маргацкая

Вероятно, для любителей бессюжетных работ и радикального артхауса «Отпуск в октябре» покажется увлекательным путешествием в загадочный мир кино. Остальные, скорее всего, уйдут в середине сеанса, если не очаруются этими попытками создать что-то сверхновое и сверхреальное.

Оставьте комментарий
Рекомендации