Новости

«В „Персоне“… я достиг своего предела»: о главном шедевре Ингмара Бергмана

Случайность в больнице

Сценарий к одному из величайших фильмов кинематографа был придуман случайно в 1965 году. Во время долгого лечения в больнице в Софияхеммет после двустороннего воспаления легких, Бергман упорно пытался написать небольшую историю о двух женщинах. По его словам, образ девушек, сидящих на берегу и сравнивающих свои ладони, сам пришёл ему в голову. При этом в каждой из них Бергман обнаруживал сходство с собой. Однако работа продвигалась тяжело и медленно, пока случай не подбросил ему фотографии актрис Биби Андерсон и Лив Ульман. Изображения были сделаны другом-фотолюбителем, с которым часто обедал Бергман. Пересматривая эти работы, режиссёр сравнил две фотокарточки и заметил, что Андерсон и Ульман были удивительно похожи и непохожи одновременно. Именно это помогло Бергману развить бессвязные образы в полноценный сценарий, а главное – описать сложную философскую идею, которая была в его голове и к которой он наконец-то смог подобрать слова.

Фото: Биби Андерсон, Лив Ульман и Ингмар Бергман

Opus magnum Ингмара Бергмана

Бергман ещё при жизни получил статус гения в области кино и театра. Его постановки были уникальны, а кинокартины интеллектуальны и новы. И «Персона» в этом списке не исключение. Она стала вершиной в процессе становления режиссёрского стиля Бергмана, подобно «8 ½» Федерико Феллини или «Зеркалу» Андрея Тарковского. Поэтому для многих кинодеятелей «Персона» – это opus magnum Бергмана. Как говорил сам режиссёр: «В Персоне»… я достиг своего предела».

При этом, картина продолжает ряд тем предыдущих работ: тема внутреннего ребёнка, отношений с семьёй или восприятия себя.

Однако «Персона» намного сложнее ранних фильмов. В ней Бергману удается окончательно уйти от классического визуального ряда, просто раскрывающего сюжет, к модернистскому, полному метафор и символов. Уже с первых минут его фильм наполняют образы, которые, подобно сюрреалистичной картине «Андалузский пёс» Луиса Бунюэля, поднимают незримые идеи автора. Удивительно, что такая новизна не пугает зрителя, а наоборот – затягивает. Во-первых, подобная подача истории необычна. Во-вторых, в каждом изображении мы начинаем искать свой собственный смысл, ассоциируя его с личным жизненным опытом. Это делает «Персону» не просто идеальным фильмом для знакомства с Бергманом, но и отличным поводом получить новые ощущения от кино.

Фото: Кадр из фильма «Персона», 1966

Через личный опыт к шедевру

Пожалуй, каждый режиссёр так или иначе оставляет в своём фильме частицу себя. Однако картины Бергмана особенно биографичны. Почти все его творения – это воспоминания из детства или мучающие его вопросы и рассуждения, на которые он пытается найти ответы (или же дать эти ответы зрителю).

Не менее личным стала и «Персона». Бергман помещает в эту картину всё — начиная от обычных мгновений юношества и заканчивая темными переживаниями, тревожащими человека на протяжении всей жизни.

Это и короткие кадры с умывающейся девушкой в начале фильма, напоминающие ему о детстве и о первом кинопроекторе, прокручиваемом маленьким Ингмаром в гардеробной своей комнаты; и мелькание киноленты в конце картины, показывающее основную деятельность шведского режиссёра, а заодно дающее понять зрителю, что перед ним кино, а не реальная жизнь. Отдельные кадры из начала фильма воспринимаются зрителем как сны, которые, возможно, когда-то видел режиссёр и решил сделать их частью своей картины. Именно так Бергман позволяет нам коснуться части своей личности и своего сознания. Однако главным опытом для создания фильма стал личный кризис шведского гения, внутреннее непонимание себя и своего ощущения в обществе, который и был передан через придуманную историю двух героинь.

Фото: Кадр из фильма «Персона», 1966

Две стороны одной персоны

Именно взаимодействие центральных персонажей и роль каждой из них в фильме раскрывает основную идею картины – конфликт между разными сторонами одного человека. Как говорил сам Бергман во время написания сценария: «Однажды я обнаружил, что одна из них (героинь) нема, как и я. Вторая – разговорчива, суетлива и заботлива, как и я». Героиня Андерсон – сестра Альма – медсестра, живущая обычной жизнью. Её волнуют насущные проблемы, её будущее замужество, неловкие случаи из прошлого и мучения от того, что что-то в её жизни не соответствует общественной морали. В фильме зритель слышит практически только её монолог и именно этим она символизирует внешнюю, социальную часть человека. Героиня Ульман – актриса Элизабет Фоглер – наоборот всё время молчит. Она находится в экзистенциальном кризисе, ведь чтобы что-то сказать, ей придётся надеть очередную маску, принять на себя определённую роль. Но этого она делать не хочет и уходит в молчание, чтобы хоть как-то обрести себя. Поэтому доктор говорит Элизабет: «Я понимаю: безнадежная мечта о том, чтобы быть. Не казаться, а быть». Через это противостояние героинь Бергман показывает непримиримый конфликт двух сторон человека: себя социального и себя внутреннего. Это делает картину невероятно личной для совершенно разных зрителей, ведь все мы рано или поздно начинаем задумываться, какие мы на самом деле, как часто мы надеваем маски, и насколько сильно мы хотим «быть, а не казаться».

Фото: Кадр из фильма «Персона», где лица Биби Андерсон и Лив Ульман сливаются в одно

Эстетика изображения

Передать подобную чувственность и главную идею повествования было бы невозможно без профессиональной операторской работы. В «Персоне» изображение занимает равноправное (если не более высокое) положение. Фильм изобилует крупными кадрами лиц Биби Андерсон и Лив Ульман. Этот план один из любимых у Бергмана, ведь именно благодаря ему актерам удаётся передать все мельчайшие чувства и даже мысли их персонажей. Заглядывая в глаза героев и наблюдая за изменением их мимики, мы погружаемся в их характеры, что делает нас ещё ближе к фильму. Порой изображения Бергмана говорят даже больше, чем слова или действия персонажей. Так, например, именно в момент «слияния» лиц двух героинь на экране, раскрывается идея режиссёра о единстве разных сторон одной персоны. Однако Бергману отлично знакома и эстетика дальних планов. «Персона» приносит настоящее наслаждение любому зрителю благодаря своим полупустым северным широтам и бескрайним берегам морей. Подобными видами Бергман создаёт на экране минималистичный пейзаж, ставший его фирменным приёмом во многих фильмах. С его помощью на экране не остаётся ничего, кроме двух героинь с их собственными проблемами и непониманием как жизни, так и самих себя.

Фото: Кадр из фильма «Персона», 1966

Несмотря на пронизывающую фильм философию и тайные смыслы режиссёра, каждый зритель найдёт в «Персоне» что-то своё и, возможно, откроет для себя совершенно новое, личное кино, заодно познакомившись с великим шведским режиссёром. А сделать это можно уже с 12 февраля в российских кинотеатрах.

Текст — Кристина Ибрагимова

Оставьте комментарий
Рекомендации