«Пример интонации», организованный в честь десятилетия одноимённого фонда, подарил возможность эксклюзивно увидеть мировые премьеры, которые были показаны на фестивалях в Каннах, Роттердаме и Берлине. Была подобрана уникальная программа, а самое главное — актуальная. Зрители увидели картины многих российских режиссёров ещё до официального выхода в прокат.
Тренд на фем-высказывания в современном кино существует уже достаточно долго, и авторы до сих пор пытаются осветить различные грани вопроса. Например, дебютантка Анисса Боннефон, помимо феминизма, зашла на территорию телесности и сексуальности. В долгожданном «Доме удовольствий» зритель невольно ожидает скандальности. К тому же имя главной героини — Жюстина (Ана Жирардо) — напрямую отсылает к нашумевшему в своё время роману Маркиза де Сада.
Несмотря на интересную задумку и драматургию, фильм получился вторичным. «Дом удовольствий» сложно назвать исключительно женским кино, но свой вклад в дискуссию о женском теле и гранях дозволенного фильм точно сделал.
Франсуа Озон подошёл к фем-высказываниям с другой стороны. «Моё преступление» — самая лёгкая и воздушная работа, показанная на фестивале. История одного убийства и борьбы женщин за собственную неприкосновенность выглядит свежо и увлекательно за счёт хорошего сюжетного твиста, атмосферы Парижа 30-х годов и прекрасного кастинга. Разговор о женщинах и их правах получился если не содержательным, то наверняка весёлым.
На «Примере интонации» режиссёры говорили и о собственных трагедиях, травмах, проблемах и переживаниях. «Снегирь» Бориса Хлебникова открыл программу фестиваля. В центре сюжета фильма — моряки, оказавшиеся в замкнутом пространстве на небольшом судне. За время путешествия они выясняют отношения, постепенно раскручивая клубок неумышленных, но страшных злодеяний. От нелегального отлова рыбы на границе с Норвегией до убийства и коллективного вранья. Глупая безответственность множится и метастазами проникает во все уровни жизни.
Трагичную историю о домашнем насилии над девочкой рассказала Наталия Мещанинова. Отдельные сцены были описаны ещё в её книге «Рассказы», и вот теперь небольшая часть перенесена на экран. Мещаниновой удалось всего несколькими сценами показать весь ужас насилия над человеком. «Один маленький ночной секрет» — единственный фильм программы, которому аплодировали стоя.
Наконец, на фестивале состоялась премьера «Белого списка» Алисы Хазановой. Авторы основывались на громком расследовании «Новой газеты». Журналисты изучали игру «Синий кит», которая являлась причиной многочисленных самоубийств среди подростков. Немного путаная хронология фильма и обилие мест действий сбивают с толку, однако лента говорит со взрослыми на их языке и с их позиции. А посыл максимально простой и понятный — необходимо говорить со своими детьми, слышать их и слушать.
Отдельно стоит отметить фильмы Сокурова и его учеников. На фестивале дебютировал полный метр Малики Мусаевой «Клетка ищет птицу». Это история про двух подруг из чеченского села. Девушки мечтают пойти наперекор судьбе и вырваться из радикально традиционного мира. Всё кино снято на крупных планах небрежной ручной камерой, за счёт чего создаётся эффект интимной истории и её документальности. Картина Малики Мусаевой — очень поэтичная работа о предназначении и собственном пути.
Ещё один ученик Сокурова, Олег Хамоков, представил фильм «Узлы», который позволяет по-новому взглянуть на семейную драму. Дальнобойщик Берд берёт в жёны 17-летнюю Дину, строит для неё неприступный дом-крепость и практически держит как прислугу. Интересно, что всё действие разворачивается только в этом самом доме. Мир в фильме очень скупой, ограниченный, но связанный. Такая метафоричность точно работает с историей, которая родилась из древней кавказской легенды.
Сам Александр Сокуров показал фильм «Сказка». Пока что это была единственная возможность увидеть работу на большом экране. Философское рассуждение о власти, боге, религии упаковано в анимационную и технологическую форму. Сталин, Гитлер, Муссолини, Черчилль, Наполеон и Иисус оказываются в Чистилище и разговаривают друг с другом каждый на своём языке. Любопытно, что ни один актёр не снимался в фильме — все исторические личности созданы за счёт монтажа и технологий.
Также на фестивале показывали видеоверсию спектакля Сокурова Go Go Go, который был поставлен в старинном итальянском театре «Олимпико». В основу легла вольная интерпретация «Мрамора» Иосифа Бродского, а сам спектакль превратился в манифест о несвободе со странным миром, где можно есть людей, пить кино и умереть, попав в мышеловку.
Программа «Примера интонации» отличилась и крайне необычным кино, которое сложно вписать в какие-либо контексты и теоретические структуры. «Копенгагена не существует» Мартина Сковбьерга рассказывает историю о болезненной и трагической любви, стилизованную под мистический триллер. Сковбьерг виртуозно работает с образами и метафорами, выстраивая каждый кадр так нестандартно, что порой даже не верится, что это кино. От операторского исполнения в совокупности с актёрской игрой и смысловыми аллюзиями искушённый зритель останется в восторге.
«Боги Мексики» Хельмута Досантоса — чёткая художественная структура, с документальной филигранностью превращающая природу и человека в одну единую симфонию. Метод режиссёра уникален, а кадры из фильма похожи на ожившие фотографии, наталкивающие на самые разные трактовки.
Понятие хтони прижилось в работах российских авторов во многом из-за особого драматизма и трагедийности в экранизируемых историях. Именно так можно описать ещё две картины о русской деревне и живущих в ней людях.
«Наследие» Романа Михайлова позволяет изучить сущность памяти и проследить, как на человека влияют наложенные обязательства. Что чувствует маленький человек, когда встаёт против всех, чтобы выполнить последнюю волю покойного. Никто из священников не хочет хоронить деда Тихона, который при жизни был колдуном и старообрядцем. Тогда местный парень Руслан берёт всё в свои руки и делает так, как умеет, как ему велит сердце.
Фильм «Русские сны» Антона Елисеева переносит странный и при этом самобытный мир русской деревни в сны и фантазии подсознания, пытаясь заложить архетипичную структуру в вагон поезда. Однако действие, которое разворачивается наяву, вновь говорит о том, что зло порождает зло. Этот порочный круг, к сожалению, пока никак не прервать. Механизм запущен даже на локальном уровне.
Завершился фестиваль показом документальной ленты «Revival 69: Возвращение легенды» Рона Чэпмена. Эта на первый взгляд обычная документалка с «говорящими головами» рассказывает о музыкальном фестивале в Торонто, который произвёл фурор в 1969 году и вошёл в историю как одно из масштабных событий в музыкальной индустрии. Чэпмен добавляет повествованию замысловатую и яркую анимацию, а также динамичный монтаж и юмор. Смотреть работу очень легко и весело.
«Пример интонации» стал значимым островком для авторского и актуального кино в условиях, когда индустрия терпит убытки и очень сильно страдает. Помимо новых имён, которые открыл фестиваль, была возможность увидеть и самые ожидаемые новинки мэтров режиссуры.
Текст — София Маргацкая.
Оставьте комментарий