Новости

Прерафаэлиты: Ренессанс с привкусом модерна

Назад в прошлое

Чтобы понять, в каких условиях сформировалось братство прерафаэлитов (а они называли себя именно братством), нужно представить себе контекст эпохи. Англия, середина XIX века. Искусство контролируется Королевской академией художеств, которая чтит устоявшиеся традиции и со скрипом принимает всё новое.

Бенджамин Уэст. Смерть генерала Вольфа
Фото: ru.wikipedia.org
Томас Гейнсборо. Мистер и миссис Эндрюс
Фото: ru.wikipedia.org
Томас Лоуренс. Леди Мария Конингхэм
Фото: pravoslavnaa.livejournal.com

На этом фоне группа друзей в составе Уильяма Холмана Ханта, Данте Габриэля Россетти и Джона Эверетта Милле публикует в собственном журнале манифест, в котором заявляет, что современная английская живопись умирает. Художники уверены: чтобы вдохнуть в искусство новую жизнь, нужно отказаться от догм чопорного академизма и вернуться к искреннему и простому раннему итальянскому искусству.

Пьетро Перуджино. Святая Мария Магдалина
Фото: wikidata.org
Джованни Беллини. Автопортрет
Фото: artchive.ru
Фра Беато Анджелико. Благовещение
Фото: ru.wikipedia.org
Термин «прерафаэлиты» призван подчеркнуть духовное родство представителей направления с мастерами Раннего Возрождения — теми, кто был «до Рафаэля».

Со временем к троице присоединяются другие художники — Форд Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Артур Хьюз, Джон Уильям Уотерхаус и не только.

Уильям Холман Хант. Изабелла и горшок с базиликом
Фото: ru.wikipedia.org
Данте Россетти. Елена Троянская
Фото: ru.wikipedia.org
Джон Эверетт Милле. Мученица Солуэй
Фото: mysea.livejournal.com
Форд Мэдокс Браун. Ромео и Джульетта
Фото: ru.wikipedia.org
Эдвард Бёрн-Джонс. Прекрасная Розамунда и королева Элеонора
Фото: artchive.ru
Артур Хьюз. Беспощадная красавица
Фото: artchive.ru
Джон Уильям Уотерхаус. Борей
Фото: muzei-mira.com
Прерафаэлиты были весьма эксцентричны. Завести дома вомбата? Легко! Выпить залпом бутылку настойки опиума? Какие проблемы! Эксгумировать тело бывшей любовницы, чтобы достать похороненный с ней сборник стихов? Не вопрос!

Новая красота

Конечно, у каждого прерафаэлита был свой стиль, но эстетически между их произведениями прослеживаются взаимосвязи. Отвлечённо красивые люди, идеальные пейзажи, вылизанные до блеска исторические, религиозные и мифологические композиции — это ровно то, к чему представители нового направления НЕ стремились. А что же тогда было у них в приоритете?

Джон Уильям Уотерхаус. Ламия
Фото: artchive.ru

По их мнению, писать следовало исключительно с натуры. Так, к примеру, Данте Россетти мог спокойно срисовать королеву с торговки, а античную богиню — с дочери конюха. Пейзажи, соответственно, также создавались только на пленэре.

Данте Россетти. Возлюбленная
Фото: artchive.ru
Джон Уильям Уотерхаус. Срывайте розы поскорей...
Фото: artchive.ru
Джон Эверетт Милле. Размышления
Фото: artchive.ru
Работая над картиной «Офелия», Милле заставлял свою натурщицу по несколько часов в день лежать в наполненной ванне, в результате чего она сильно простудилась и чуть не умерла.

Картины прерафаэлитов отличаются яркими насыщенными красками. Во-первых, это связано с отказом от «грязного» битума, во-вторых — с пересмотром самой живописной техники. Не будем вдаваться в технические подробности, но отметим, что новый приём обеспечил изображениям невероятную свежесть и чистоту цвета.

Джон Рёскин, критик:

«Изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхлённой земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника».

Справедливости ради нужно сказать, что частенько прерафаэлиты противоречили собственным принципам. Осуждая «причёсанный» академизм, они и сами создавали довольно-таки идеализированные картины. Если вдуматься, их мир населён, в основном, рыжеволосыми девушками, которые любят прихорашиваться в кустах роз и томно смотреть куда-то сквозь зрителя. Но в этой подчёркнутой декоративности определённо есть своё очарование и особая магия.

Данте Россетти. Королева сердец
Фото: artchive.ru
Джон Уильям Уотерхаус. Колдунья у пруда
Фото: artchive.ru
Артур Хьюз. Не забудь обо мне
Фото: artchive.ru
Произведения прерафаэлитов — концентрация романтической тоски по Средневековью.

Под влиянием братства

Прерафаэлиты оказали большое влияние на дальнейшее развитие искусства. Так, к примеру, несмотря на свою обращённость к прошлому, они во многом способствовали становлению модерна.

Фото: artchive.ru
Альфонс Муха. Язык цветов

Очень интересно обнаруживать прерафаэлитский след в современной фэшн-фотографии, дизайне, кинематографе. Скажем, в «Багровом пике» и «Меланхолии» мы находим героинь Милле, а в «Сонной лощине» — Бёрн-Джонса.

Кадр из фильма «Багровый пик»
Фото: pinterest.ru
Джон Эверетт Милле. Подружка невесты
Фото: gallerix.ru
Кадр из фильма «Сонная лощина»
Фото: pinterest.com.au
Эдвард Бёрн-Джонс. Сидония фон Борк
Фото: laila50.livejournal.com
Кадр из фильма «Меланхолия»
Фото: w-o-s.ru
Джон Эверетт Милле. Офелия
Фото: ru.wikipedia.org
Оставьте комментарий
Рекомендации