Популярная актриса, а ныне ведущая фитнесс-шоу на телевидении Элизабет Спаркл (Деми Мур), переживает закат своей карьеры. Загадочный врач предлагает инновационное средство под названием «Субстанция», позволяющее стать «лучшей версией самой себя». Препарат порождает Сью (Маргарет Куолли) — молодую, привлекательную и сексуальную «лучшую версию». Однако вскоре две женщины начинают конфликтовать.
Действие «Субстанции», фестивального хита французского режиссёра Корали Фаржа, разворачивается в предельно стилизованном пространстве. Нарочито красиво здесь всё: виды, вещи, люди. И чуть затронутое морщинами лицо 61-летней Деми Мур, которая в этом фильме играет одну из своих лучших ролей, не слишком отличается от личиков окружающих её молодых девиц. Но в этом мире правила ещё строже, он требует идеала.
На таких исходных данных построить хоррор, а тем более поджанр боди-хоррора, отличающийся вниманием к трансформациям человеческого тела, довольно сложно. Очевидных режиссёрских пути два. Один из вариантов — последовательно и постепенно заставить этот мир обнаружить свою подлинность, проявить фактуру, то есть смыть грим и увидеть под ним дряблую кожу, кровь и мясо. Фаржа же действует противоположным способом.
Метод режиссёра, высмеивающей и отвергающей культ красоты и молодости, заключается в том, чтобы выкрутить этот блеск и глянец на максимум: не превратить красоту в ужас, а отыскать ужасное внутри самой красоты. В «Субстанции» нет и не может быть никакой фактуры — никаких шероховатостей, трещинок и несовершенств в самом материале. В этом фильме даже рвота Деми Мур выглядит как арт-объект.
Сюжет о том, что идеал или звёздность — это и есть уродство, рефлексировался кинематографом с момента его зарождения (так, в «Уродцах» Тода Браунинга ещё в 1932 году это было продемонстрировано с полной ясностью). Режиссёр «Субстанции» внятно и последовательно воплощает тезис: гротеск и ужас не есть обратная сторона красоты, а её прямое следствие. И добавляет к этому сюжету вариацию истории доктора Джекилла и мистера Хайда. Только теперь обе героини становятся злобными двойниками друг для друга, скрывающими свою неприятную копию в тёмном подвале за стеной стерильно-белой ванной комнаты.
Элементы для хоррора, то есть всё страшное, пугающее и отвратительное, Фаржа находит в самом красивом и стилизованном материале. Боль в этом фильме, будь то прорезанные тела, сочащийся гной, деформированные конечности или выпадающие зубы, — это в первую очередь боль не от физической травмы, а от осознания своего уродства и несовершенства. Камера всматривается со всех углов и ракурсов, следит и укрупняет детали в поисках любых изъянов. В мире, где всё порабощено красивой картинкой, подлинностью обладает лишь внешний облик. И буйство разворачивающегося на экране зрелища по масштабу преобладает над очень отчётливым выводом автора.
Оставьте комментарийТекст — Мария Шиманская
«Субстанция» — впечатляющий фильм о последствиях культа красоты, который поначалу очаровывает шиком и изяществом стильного и искусственного мира. Для того, чтобы к финалу довести эту красоту до гротеска и прекрасного в своей омерзительности аттракциона.