Новости

Социальный хоррор: рецензия на фильм «Холли»

Холли (Каталина Герартс) страдает от буллинга в школе. Девочку-изгоя называют ведьмой, а её единственные друзья — это старшая сестра (Майя Луиза Стеркендрис) и мальчик с особенностями развития Барт (Феликс Хереманс). Однажды утром Холли видит вещий сон, а предчувствие остерегает её от похода в школу: в здании случается большой пожар, гибнут люди. Пророческие способности девочки вдруг делают её новоявленным мессией. Этому способствует и школьный психолог Анна (Грит Верстрате), которая лишь подталкивает девочку к тому, чтобы она целила людей. Правда, оборачивается всё это непредсказуемыми последствиями для всего города.

Фото: variety.com

Бельгийский режиссёр Фин Трох уже не первое десятилетие участвует в международных кинофестивалях. В венецианских «Горизонтах» и на VOICES она даже забрала главный приз за драму «Дом», которая тоже исследовала болезненность подросткового периода. Спустя семь лет Трох вернулась с полнометражным фильмом, чтобы не столько довести проблему подросткового буллинга до крайности, сколько копнуть глубже — в человеческое лицемерие, обратную сторону психологического давления и слепую веру, которая явно проще, чем признание имеющихся проблем.

Трох не пытается изобретать ничего нового. «Холли» своей драматургией напоминает первый опубликованный роман Стивена Кинга «Кэрри». В нём главная героиня, обладающая сверхспособностями, уничтожает весь город после достижения крайней точки кипения от издевательств. У Трох всё немного иначе. Буллинг Холли превращается в почитание и поклонение — это можно воспринимать как возможное оправдание и своеобразное объяснение враждебного отношения.

Фото: kinopoisk.ru

Главная героиня — почти мученица, заслужившая свою святость. Но девочка уничтожает не столько город, сколько себя. Гордыня и желание быть кому-то нужной оказывается выше доброго сердца и даже желания отомстить и утвердиться. Об этом говорит сцена, где Холли жалобно спрашивает у прохожих, не нужна ли им её помощь. Она готова казаться жалкой и униженной ради чувства собственной важности.

«Холли» — не такая уж и типичная драма о взрослении. Режиссёр создаёт многослойную историю, где далеко не всё так однозначно.

Зрительское сочувствие к Холли резко может обернуться неприязнью, а доверие к Анне превратиться в разочарование. Открыв миру свои экстрасенсорные способности, девушка сначала искренне хочет помочь. Но доброе намерение превращается в пользование успехом, славой, деньгами, даже если к этому всему не выработалось привычки. Жители же городка пользуются Холли в своих целях — вместо того, чтобы принять горе и поговорить о своих проблемах, они верят в сверхспособность бывшего изгоя исцелять. Даже Анна, поверившая в девочку, становится той, кто её использует, несмотря на вспыхнувшую зависть.

Впрочем, Трох так и не договаривает, действительно ли главная героиня особенная или этот миф сконструировали сами люди. И такими многочисленными недосказанностями и небрежно завершёнными линиями «Холли» хороша. Достаточно обратить внимание на то, как именно Холли лечит. На пластическом уровне это постоянно повторяющиеся объятия от сцены к сцене — крайне необходимый жест. Ведь желание простых человеческих объятий и теплоты — это то, что нужно для исцеления и Холли, и всем тем, кому она пыталась помочь. Загвоздка лишь в том, что к такому простому действию и тактильному вниманию прибегают лишь в отчаянии и губительном одиночестве, когда уже слишком поздно. А как следствие — волшебный эффект после утоления тактильного голода объясняют сверхъестественными способностями.

Фото: kinopoisk.ru
Закольцованность и неоднозначность тем, которые исследуются в кинематографическом пространстве фильма, и порождают социальный хоррор. А точнее историю о холодном обществе, где любая добрая инициатива руками этого же общества сначала воспевается, а затем губится алчностью.

Фин Трох создаёт это эмоциональное напряжение с помощью долгих кадров без склеек, в которых она наблюдает за своими героями издалека. Создаётся эффект подглядывания за документальной реальностью и, как следствие, — сильный дискомфорт, потому что подглядывают будто бы за тобой. А достаточно мрачные тона сеттинга лишь усиливают бездушный мир.

Медленный темпоритм ленты превращает историю в смакование пороков по замкнутому кругу. В этом фильме жутко и неуютно. Потому что страшно здесь не паранормальное, а то, что каждый день рядом с нами безразличие и нажива.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Текст — София Маргацкая

Посмотреть «Холли» однозначно стоит. Но прежде необходимо набраться моральных сил, чтобы вынести ряд мощных осознаний и разрушений стереотипов. И, конечно, терпения, чтобы подхватить неторопливую волну настоящего авторского кино в духе Дарденнов, которые, кстати, и продюсировали проект.

Оставьте комментарий
Рекомендации