Рут (Лина Данэм) — журналистка, родившаяся и выросшая в Нью-Йорке. Через год после смерти своей матери она уговаривает отца Эдека (Стивен Фрай) поехать на родину в Польшу. Именно отсюда её семью с еврейскими корнями забрали в концлагерь Освенцим. Рут хочет пройтись по родным просторам и впервые за 36 лет поговорить со своим отцом о его травмирующем прошлом и истории своей семьи.
Сюжет «Моей семьи» основан на книге журналистки Лили Бретт. Поэтому у главных героев есть прототипы в реальной жизни. А история получилась максимально живой. Слегка грязноватый и незамысловатый реализм — единственный верный стиль для ленты. Метафор и образов искать не приходится. Зато в ленте можно найти много деталей, подмеченных самой жизнью.
Для режиссёра Юлии фон Хайнц «Моя семья» стала нежным финалом трилогии «Последствия». Два других фильма — «Путешествие Ханны» и «А завтра весь мир» — посвящены последствиям Холокоста не только для всего мира, но и для отдельных маленьких семей.
Фильм соблюдает чистейшую формулу роуд-муви — путешествие из точки «А» в точку «Б» с остановками в гостиницах, с двумя противоположными героями, с образом пути к себе, корням, дому и крепким отношениям. Здесь точно можно не сомневаться, что герои к концу путешествия изменятся в лучшую сторону. Интерес весь в том, каким образом это произойдёт.
В фильме много диалогов, которые двигают героев вперёд и навстречу друг другу. Слова, словно кружева, сплетаются воедино. К примеру, отказ Эдека ехать на поезде в начале воспринимается как каприз родителя. В конце же эта небольшая деталь поворачивается совсем иначе и оказывается серьёзной исторической травмой для героя.
Вся режиссура строится на столкновении дочери и отца. Стойкая и серьёзная Рут приехала с конкретной целью — узнать чуть больше об истории семьи и найти хоть какое-то материальное воплощение памяти о корнях и травме, которую пришлось пережить её предкам. Эдек, наоборот, не настроен возвращаться в прошлое, несмотря на уговоры дочери. Но вместо открытых заявлений об испытываемой боли он предпочитает скрываться за юмором и шутливыми попытками помешать семейной поездке. Впрочем, такой настрой расслабляет и без того накалённую атмосферу и позволяет снять табу с темы геноцида.
Главное, что трогает в этом фильме, — внимание к деталям. Лента словно вся соткана из мелочей. Семейный сервиз, конверты с чёрно-белыми фотографиями, осколки кирпичных стен, тёплое пальто дедушки — всё наполнено семейными тайнами и памятью о прошлом.
Именно с обретением хотя бы небольшой частички истории семья начинает жить настоящим. Это напоминание о тех, кого больше нет. И напоминание о том, что два человека — дочь и отец — тоже семья.
Возможно, фильму не хватает динамики и разнообразия в планах. Однако, вероятно, слишком нагружать эту историю излишествами и не стоило. Главное здесь кроется в отношениях, взглядах и поиске себя.
Текст — София Маргацкая
«Моя семья» — фильм далеко не для всех. Он может показаться заурядным и скучным. Но если уже и дотронется до глубины души, то после просмотра наверняка захочется взглянуть на свои семейные альбомы с фотографиями. Вдруг это необходимый шаг к себе настоящему.