1977 год. Молодой журналист Энтони (Джош О’Коннор) берёт интервью у гениальной Ли Миллер (Кейт Уинслет) прямо у неё дома. На столе разложены её многочисленные фотографии. А сама она страдает от ПТСР и алкоголизма. В откровенной беседе Миллер расскажет, как она превратилась в ярчайшую звезду Vogue и почему о её фотоработах говорит весь мир. Именно её камера запечатлела издевательства Холокоста, горы трупов и тот самый известный репортаж из ванны Гитлера после его самоубийства.
Эллен Кёрас уже работала с Кейт Уинслет, когда числилась оператором на фильме Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Именно тогда женщины договорились как-нибудь посотрудничать. И обе увлеклись личностью Ли Миллер, которая была музой Пикассо и Дали, а после снимала высадку союзных войск в Нормандии, концлагеря и другие ужасы Второй мировой.
Кёрас заметила поразительное внешнее сходство Уинслет с Миллер, а для актрисы проект в каком-то смысле был сверхидеей. Она даже вкладывалась в фильм собственными деньгами и оплачивала съёмочные неустойки, потому что проект слишком долго был в производстве. Для звезды такого масштаба сыграть великую личность — всегда ответственная задача, которая под силу далеко не каждому. Ведь всегда есть риск скатиться в карикатуру и пародию.
И к Кейт Уинслет вопросов как раз нет. А вот для Эллен Кёрас, работавшей раньше оператором, режиссёрский дебют вряд ли можно назвать удачным. Среди множества материалов о Ли Миллер была выбрана книга её сына Энтони Пенроуза «Жизни Ли Миллер». Съёмочная группа имела полный доступ к архивам фотожурналистки. Однако имея даже такие карты на руках, Кёрас не справляется и идёт по самому банальному пути для байопика.
Вся обширная биография главной героини рассказана как бы вскользь. Кёрас почти не уделяет времени становлению Миллер, а её травматичный опыт об изнасиловании Уинслет произносит обычным монологом ближе к финалу. А это поздновато для того, чтобы понять мотивацию героини и её внутренние терзания. Зритель сразу окунается в легкомысленную аллюзию, в фотографию самой Миллер, которая в свою очередь является переработкой картины Мане «Завтрак на траве». Но, к сожалению, художественную отсылку смогут понять лишь поклонники самой фотожурналистки.
В конечном итоге Кёрас фокусируется только на военном периоде жизни Ли Миллер. Хотя удивительная и увлекательная биография позволяла развернуться пошире и не так бегло. Как это часто и бывает с байопиками, они напоминают ознакомительную статью о ком-то великом, но почти никогда не становятся чем-то великим сами.
Кёрас выбирает скучные восьмёрки и банальные ракурсы, что неожиданно для неё как для оператора. А драматургический приём, где Миллер даёт интервью, а вся её жизнь показана флэшбеками, так и вовсе клише. «Великая» получается не очень качественно переведённой калькой с жизни, где большинство сцен напоминает инсценировку того, чему свидетельств масса. От фотографий самой Миллер до книг с воспоминаниями о ней.
Сама фотография как объект жизни Миллер и как объект фильма в итоге не становится чем-то большим, чем просто фото и его репродукция на киноэкране. Хотя это смысловое ядро вполне могло стать отображением эссе Сьюзен Сонтаг «Смотрим на чужие страдания», которое как раз исследовало военную фотографию как свидетельство, как оружие, как травму.
И, конечно, неудивительно, что «Великая» пробует попасть в современную фем-повестку. Куратор биографической выставки «Ли Миллер: Война женщины» Хилари Робертс говорила, что Миллер была той женщиной, которая смогла обрести право голоса в мужском мире именно через фотографию. Дело всей жизни помогало справляться с несправедливостью, неравенством, разочарованием. Кёрас не удалось в полной мере отобразить образ той, кто пробивался сквозь маскулинность. Мужские образы внутри фильма всегда на втором плане, они плоские и безжизненные. Среди них ни одного, кто мог бы противостоять или мешать героине. Поэтому здесь она выглядит скорее просто сильной женщиной, а не сильной женщиной вопреки.
Текст — София Маргацкая
Масштаб личности Ли Миллер всё-таки слишком огромен, чтобы доверить его двухчасовому хронометражу и режиссёру-дебютанту. Впрочем, у Кейт Уинслет получилось сделать фильм для себя. Однако нечто похожее мы уже встречали в карьере актрисы — фильм «Чтец», за который Уинслет получила свой первый и пока что единственный «Оскар». Сможет ли роль Миллер привести к такому же результату — большой вопрос.