Новости

Рок-опера от Do до Si: необычный жанр на театральной сцене

Рок-н-ролл в деле

Как это ни странно, но рок-опера простым языком — это опера, созданная в жанре рок-музыки. Направление существует на стыке классической оперы и мюзикла — в нём есть увертюры и интерлюдии, сюжет и персонажи. С театральной точки зрения рок-оперу легко поделить на акты, а также она раскладывается на отдельные партии для героев. Жанру не чужды и классические элементы — помимо правил композиции и повествования в рок-операх наравне с электрогитарами могут использоваться скрипки, виолончели и другие классические инструменты.

В начале были музыканты

Первые рок-оперы появились в 1960-х годах, однако они не были связаны с театральной сценой. Возникновение нового течения закономерно связано с экспериментами, которые в те годы ставили различные музыканты. Кроме того, рок-оперы рождались из концептуальных альбомов. Так, первооткрывателем жанра традиционно считается группа из Британии The Pretty Things, которая выпустила альбом под названием S. F. Sorrow. В нём поётся о жизни и страданиях выдуманного персонажа по имени Себастьян Ф.

Но первой настоящей ласточкой в этом деле оказался альбом Tommy британской группы The Who, который был высоко оценён не только поклонниками, но и критиками. Именно лидер группы — Пит Таунсенд — придумал сам термин «рок-опера», обозначил его границы и громогласно разместил на обложке альбома.

Для этого жанра важна не только музыка в стиле рок и объединение всех композиций единой тематикой и персонажем, как в случае с S.F. Sorrow. Здесь на первое место выходит наличие сюжета и исполнение по ролям. Так, альбом Tommy повествует о слепоглухонемом мальчике, который способен видеть лишь собственное отражение в зеркале, но его судьба — стать новым Мессией. Позднее опера несколько раз обретала второе дыхание и становилась вдохновением для создания чего-то нового. В 1971 году произведения исполняла труппа Сиэтлской оперы. В 1972 году The Who вместе с продюсером Лу Райзнером записали оркестровую версию своего творения.

В 1975 году был выпущен одноимённый фильм, за который Пит Таунсенд получил музыкальную номинацию на кинопремии «Оскар». А в 1992 году история Томми воплотилась в мюзикле на знаменитой бродвейской сцене.

Ещё одной легендарной рок-оперой в мировой индустрии музыки стал альбом The Wall группы Pink Floyd. В центре сюжета парень по имени Пинк, который потерял отца во время Второй мировой войны.

Теперь его жизнь превращается в одинокую изоляцию от родных и мира, он в буквальном смысле строит стену, которая его отгораживает от всего, что было когда-то близко. Очевидно, что Pink Floyd вдохновлялись Берлинской стеной, которую превратили в символ поколения. Однако же музыканты считали себя представителями арт-рока и прогрессивных направлений, поэтому не называли своё детище рок-оперой. И то ли делали это намеренно, чтобы не ассоциироваться с чем-то классическим, то ли не догадывались, что их масштабное творение не противоречит принципам жанра, и альбом является примером идеальной рок-оперы. Здесь продумано всё — исполнение, форма и содержание. А театральность, драматичность и оркестровые аранжировки делают эту работу поистине уникальной и масштабной.

Как рок-опера появилась на сцене?

Практически сразу после выхода Tommy композитор Эндрю Ллойд Уэббер вместе с драматургом Тимом Райсом создал рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», существующую во многих театрах мира по сей день. Сюжет охватывает события от въезда Иисуса в Иерусалим до его распятия на Голгофе.

Правда, если быть точнее, то Jesus Christ Superstar — это скорее мюзикл с использованием рок-средств. Но рамки жанры размыты, поэтому в последнее время это произведение чаще относят к рок-опере. Спор возникает из-за того, что рок-оперу обычно пишут музыканты, не связанные с театральной сценой, в то время как мюзиклами занимаются профессиональные композиторы в соавторстве с драматургами и либреттистами, пишущими свои творения сразу под реалии театра.

Но «Иисус Христос — суперзвезда» — уникальный случай и удивительное исключение. Ведь изначально опера была записана на студии в 1970 году, где заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.

И только через год композиции были перенесены на Бродвей. Так рок-оперы и появились на театральной сцене и стали обретать вторую жизнь в различных постановках и интерпретациях.

Уэббер и Райс отчасти хотели следовать библейскому тексту, а отчасти их задача была в том, чтобы взглянуть на последнюю неделю Христа глазами отрицательных героев — Иуды Искариота и Понтия Пилата. Авторы хотели создать человечные образы, которые отличаются от того, что описано в Евангелии. Уэббер и Райс не исключают раскаяний и сомнений в душе Пилата и Иуды, а отношения Иисуса с другими участниками событий наполнены новыми смыслами, где некоторые трактовки авторов довольно вольные. Главный же герой — Иисус Христос — не предстаёт перед зрителем Богом, хотя его божественность не оспаривается. Но Христос оказывается символом добра, человеком, который хотел лучшего для всех. Даже дополнение в виде обозначения «суперзвезда» в названии рок-оперы свидетельствует об этом.

Премьера на Бродвее прошла не спокойно — здание театра было окружено недовольными. После показа на Уэббера и Райса посыпались разгромные статьи критиков, которые ругали авторов за антисемитизм и «неправильные» религиозные взгляды и концепции, противоречащие священному писанию. Однако зрители приняли рок-оперу горячо. Возможно, именно народная любовь и спасла постановку — она продолжила существовать и стала мировой классикой. В России в наши дни рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» можно увидеть, например, на сцене театра им. Моссовета в Москве. Слова арий представляют собой свободный творческий перевод на русский язык, однако посыл оригинала бережно сохранён.

Рок-оперы на советской сцене

Мэтром советских рок-опер стал композитор Алексей Рыбников. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на сцене театра Ленком — одна из первых рок-опер в СССР. В основу сюжета легла драматическая кантата чилийского поэта Пабло Неруды под названием «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, убитого в Калифорнии 23 июля 1853 года». Переводом занимался драматург Павел Грушко.

Постановку возглавил режиссёр Марк Захаров, который был художественным руководителем Ленкома и снимал музыкальные телефильмы в 70-80-е годы. Марк Захаров давно задумывал смелый спектакль на сцене Ленкома, который опережал бы тенденции своего времени. На выбор этого сюжета повлияло два события — переворот Пиночета в Чили и антисоветский курс, воцарившийся в стране, а также смерть Пабло Неруды. Хоакина Мурьету играл Александр Абдулов, а вторую по значимости роль исполнял Николай Караченцев — это был великий состав для Ленкома, который славился своими актёрами и экспериментами на сцене, порой немыслимыми для советской культуры. К тому же к року в Советском Союзе отношение было неоднозначное и настороженное. Предпремьерные показы вызвали шквал критики среди чиновников, занимавшихся культурой, и постановку запрещали 11 раз. Когда руководство театра всё же добилось разрешения, спектакль очень полюбился публике и стал хитом. Звучание рок-оперы было острым как в музыкальном плане, так и в художественном смысле. Содержание оперы с одной стороны обращалось к чувствам, которые знакомы каждому человеку, а с другой — рисовало общественно-политическую сатиру. Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» шла на сцене театра 17 лет, а в 2008 году была модернизирована и перенесена в Театр Алексея Рыбникова.

В 1981 году в Ленкоме состоялась премьера ещё одной легендарной оперы, которая и в наши дни является главным зрительским хитом и визитной карточкой театра — «Юнона и Авось». Билеты на спектакль достать было трудно и тогда, и сейчас. Музыку вновь писал Алексей Рыбников, постановкой занимался Марк Захаров, а автором либретто выступил поэт Андрей Вознесенский. Танцевальные номера спектакля ставил балетмейстер Владимир Васильев, придумав необычную хореографию, которой не было аналогов на советской сцене.

«Юнона и Авось» была разрешена к выпуску практически сразу. Дело в том, что авторы заменили определение «рок-опера» на «современная опера», чтобы не попасть под отдельный контроль со стороны властей за использование рок-музыки. Однако сегодня в афише театра «Юноне и Авось» вернули настоящее определение жанра, образцом которого и является спектакль.

Сюжет рок-оперы основан на поэме «Авось» Вознесенского и реальных исторических событиях. Государственный деятель и путешественник Николай Резанов в 1806 году прибывает к берегам Калифорнии, чтобы заключить сделку и пополнить продовольственными запасами русскую колонию в Аляске. Поэтому в названии постановки использованы имена парусных судов, которые действительно участвовали в экспедиции. Именно тогда Резанов влюбляется в пятнадцатилетнюю Кончиту, дочь коменданта Сан-Франциско. Они обручаются, но Резанову необходимо вернуться в Петербург, чтобы доложить о своих успехах и получить разрешение на брак с католичкой. Однако в дороге граф Резанов тяжело заболевает и умирает. В эту новость Кончита отказывалась верить на протяжении 30 лет, пока английский путешественник Джордж Симпсон не рассказывает ей подробности смерти любимого. Кончита даёт обет молчания и уходит в монастырь, где умирает 20 лет спустя. Безусловно, эта история не является достоверной и основана на различных воспоминаниях, но её воплощение на сцене театра стало художественным образом невероятно сильной и божественной любви, которой не суждено было сбыться на Земле.

Музыка Рыбникова в «Юноне и Авось» основана на православных песнопениях, поэтому в спектакле много отсылок к вере и библейских мотивов. Одним из запоминающихся номеров рок-оперы является ария Богоматери, которая в советских программках была обозначена как «женщина с младенцем». Графа Резанова играл Николай Караченцев, Кончиту — Елена Шанина, которую позднее заменила Анна Большова, а первым возлюбленным Кончиты по имени Фернандо стал Александр Абдулов. Постановка стала хитом и ныне живущей легендой, которая кажется крайне откровенной и смелой даже в наши дни. Эта болезненная история любви напоминает зрителю о человеколюбии. А первоначальная критика со стороны западной прессы не помешала рок-опере выезжать на гастроли. Она была показана на Бродвее, в Германии, Нидерландах и других странах, а авторские постановки «Юноны и Авось» продолжают появляться в различных уголках мира.

Конечно же, рассказать обо всех рок-операх, которые идут в мировых и российских театрах невозможно, но погружение в этот жанр дарит незабываемые эмоции и впечатления. И если классическая опера не так близка, а мюзиклы кажутся поверхностными, то в рок-опере идеально соблюдён баланс между экшеном на сцене, хореографией, песнями и содержанием. В рок-опере можно найти невообразимые эксперименты, способные поразить сознание. Этот опыт стоит пережить хотя бы раз.

Текст — София Маргацкая

Оставьте комментарий
Рекомендации