Новости

С привкусом интеллектуальной иронии: путеводитель по творчеству Вуди Аллена

Место и юмор — основа всего

Вуди Аллен родился в 1935 году в семье эмигрантов в Бруклине, самом населённом округе Нью-Йорка. Именно этому городу режиссёр почти всегда остаётся верен в своих лентах. Достаточно вспомнить один из лучших фильмов Аллена «Энни Холл», который получил два «Оскара», где режиссёр противопоставлял любимый город Лос-Анджелесу. Симпатии режиссёра однозначны и находятся на стороне Нью-Йорка. Потом уже появились «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Бродвей Денни Роуз», «Пули над Бродвеем», «Эпоха радио», «Нью-Йоркские истории», «Дождливый день в Нью-Йорке» и многие другие работы. В каждом из этих фильмов Аллен устраивал целую кинематографичную экскурсию по городу, показывал его разным, возвращался от фильма к фильму в одни и те же места, воспевал и лелеял. Включая локации в названия, Аллен лишний раз подчёркивает, насколько они важны для него и его героев.

Кадр из фильма «Нью-Йоркские истории»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»
Фото: filmreviewdaily.com
Кадр из фильма «Энни Холл»
Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Ханна и её сёстры»
Фото: mubi.com
Кадр из фильма «Манхэттен»
Фото: kinopoisk.ru

В кинокарьере режиссёра есть и любопытные работы в европейских городах. Но даже если действие происходит не в Нью-Йорке, дух этого города не покидает ленту. События мелодраматичной «Вики, Кристина, Барселона» разворачиваются в Испании, где солнечная Барселона запечатлена, словно город с открытки. А действие недавней «Великой иронии» происходит в столице Франции, где любовный треугольник постепенно превращается в лёгкую триллер-историю на фоне золотой осени и совсем нетуристического Парижа. Но даже здесь Аллен всё равно находит ракурсы, отдалённо напоминающие шумную атмосферу Нью-Йорка, его колорит и масштаб.

Самое важное, что сформировало стиль и авторскую подачу, — это юмористическая карьера Вуди Аллена. Уже в 17 лет режиссёр умел шутить так, как никто другой. Да ещё и зарабатывать этим немалые деньги. Он писал шутки и скетчи, а затем продавал их в журналы, на ТВ, вечерние шоу и ситкомы. К 25 годам режиссёр решил выйти из тени и стать публичным стендап-комиком. И к его искромётным шуткам добавился образ маленького, нескладного и часто неуклюжего еврея в очках. При этом сам юмор не касался его национальности. И уже на этом этапе зрители считывали подтекст, который Аллен умело заворачивал внутрь своих выступлений, но никогда не кричал об этом громко и нарочито. Небольшому худощавому комику просто по-человечески хотелось сопереживать, испытывая при этом необъяснимое умиление. Именно эту изюминку Вуди Аллен и перенёс в свои киноленты и своё особенное экранное присутствие как автора.

Изобретение жанра и любовь к отсылкам

Интеллектуальная комедия по праву принадлежит Аллену от и до — с этим жанром он ворвался в мир кино и равных ему в этом нет до сих пор.

Его герои страдают и оказываются в водовороте событий, но вместе с тем режиссёр совмещает серьёзность с юмором и тонкой иронией.

В каком-то смысле Аллен снимает кино про интеллектуалов и для интеллектуалов. Хотя глубокая драма и даже элементы триллера не чужды творцу.

Тонкое чутьё и особое видение мира Аллену обеспечила колоссальная насмотренность и любовь к мировому искусству. К примеру, Вуди Аллен долго посещал психоаналитика, имея комплексы насчёт своей внешности. В том же «Манхэттене» тема встреч с психологом выросла в основной лейтмотив — главные герои раскрываются именно через терапию, причём одного из них играет сам Аллен. А комедию режиссёр взращивает из разных психотерапевтических методик докторов: тут режиссёр делает укол в сторону модной уже в те времена американской привычки — обязательно необходимо иметь личного психотерапевта.

Фото: film.ru
Кадр из фильма «Манхэттен»

Начитанный Аллен становится своеобразным Чеховым в мире кино отчасти благодаря тонкой иронии, а отчасти благодаря литературным отсылкам — прямым или косвенным. Он снял свою версию «Трёх сестёр», перенеся действие в Нью-Йорк 80-х, но сохранив глубину и драматичность отношений внутри большой семьи. А другой его фильм — «Любовь и смерть» — нащупывает уже более выраженную юмористическую интонацию. Здесь Вуди Аллен собирает все стереотипы о русской литературе и в целом о России XIX века. Он пародирует возвышенный литературный язык Достоевского и Толстого, а ещё заставляет своих актёров читать и тут же пародировать те или иные книги в кадре. Но несмотря на смехотворную призму, режиссёр делает это всё с огромной любовью и уважением, подчёркивая свои обширные знания, которые и дают ему право шутить и смеяться.

Кадр из фильма «Ханна и её сёстры»
Фото: filmlinc.org
Кадр из фильма «Любовь и смерть»
Фото: moriareviews.com
Кадр из фильма «Матч поинт»
Фото: yaokino.ru
Кадр из фильма «Иррациональный человек»
Фото: cameralabs.org
Кадр из фильма «Великая ирония»
Фото: kinopoisk.ru

Самой же любимой его цитатой являются фильмы великого шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Опять же «Любовь и смерть» отсылает к «Седьмой печати» и «Персоне». «Сексуальная комедия в летнюю ночь» — это буквально ремейк «Улыбок летней ночи». А драма «Мужья и жёны» вдохновлена «Сценами из супружеской жизни». В «Манхэттене» Аллен устами героя, но всё же довольно прямолинейно признаётся в любви Бергману.

Фото: imdb.com
Кадр из фильма «Любовь и смерть»

Однако же самым вдумчивым приближением к любимой кинофигуре является фильм «Интерьеры» Вуди Аллена. Режиссёр не цитирует свой предмет обожания нарочито, но отсылает к сложным отношениям внутри семьи и различным дисфункциям. Для Аллена первый опыт серьёзной драмы окажется не самым удачным — критики разругают картину в пух и прах.

Женщины и секс

Вуди Аллен идёт по стопам Бергмана, снимая в своих фильмах жён или просто любимых женщин даже после разрыва отношений. Например, Луиза Лэссер исполняет роль в «Хватай деньги и беги», Дайан Китон — в уже упомянутых «Манхэттен» и «Энни Холл», Миа Фэрроу — в «Пурпурной розе Каира» и«Преступлениях и проступках». Однако в отличие от Бергмана Аллен занял более феминистскую позицию. Если Бергмана часто обвиняли в гиперболизированной женской истерии и объективации, то Аллен ведёт себя иным образом.

Раскрывая конфликт отношений, Вуди Аллен всегда присутствует на стороне всех своих героев. Он не обвиняет ни женщин, ни мужчин. Он показывает обе точки зрения, уделяя внимание всем участникам отношений.
Кадр из фильма «Энни Холл»
Фото: smartfacts.ru
Кадр из фильма «Манхэттен»
Фото: ru.pinterest.com
Кадр из фильма «Пурпурная роза Каира»
Фото: tcm.com
Кадр из фильма «Преступления и проступки»
Фото: m.imdb.com

Однако же находятся и те, кто считает изображения женщин в алленовских фильмах унизительными, продиктованными мизогинией. Особенно когда дело касается секса. Но секс у Аллена не необходимая потребность, а неотвратимая невозможность. Его герои то проваливают свидания, то их мысли заняты чем-то другим, но точно не сексуальными отношениями. Мужские образы в его фильмах часто не могут решиться на отношения с девушками и выбирают явно что-то другое, более безопасное. Об этом «Ханна и её сёстры», «Манхэттен» и, конечно же, «Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». В последнем режиссёр до комического эффекта раздувает теории Фрейда и различные концепции сексологии. Но такое преувеличение как нельзя кстати подчёркивает любопытное отношение к интимной сфере и проблемы, о которых действительно многие стесняются говорить.

Творческое резюме

Вуди Аллен — большой художник. Его фильмы считаются исключительно авторскими не только из-за многожанровости, узнаваемого стиля и отменного юмора. Он полностью погружается в процесс создания кино, является и автором идей, и сценаристом, и режиссёром, и постановщиком, а порой и актёром в своих же работах.

Кадр из фильма «Сенсация»
Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Римские приключения»
Фото: theartsdesk.com
Кадр из фильма «Голливудский финал»
Фото: timeout.com
Кадр из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»
Фото: imdb.com
Кадр из фильма «Мужья и жены»
Фото: brandonkfilms.wordpress.com
Кадр из фильма «Нью-йоркские истории»
Фото: m.imdb.com
Кадр из фильма «Энни Холл»
Фото: apartmenttherapy.com
Кропотливое трудолюбие Аллена позволяет убедиться в том, что его фильмы разные и неповторимые, но все они существуют в рамках одной вселенной большого автора и работают по одним и тем же законам.

Не так важно, в каком жанре работает Аллен — обращается ли к излюбленной интеллектуальной комедии или экспериментирует с драмами и триллерами. Так или иначе, он всегда говорит о серьёзном сквозь призму юмора, порой ярко выраженного, а порой более тонкого и виртуозного, как в последних работах. Но всегда в его произведениях чувствуется светлая ностальгия по прошлому.

Текст — София Маргацкая

Этот чудак вечно ищет смысл жизни и обращается к прекрасному и мифическому, претворяя большую мечту о кино в жизнь. А ещё он искренне верит в то, что случайности не случайны — и почти всё его творчество об этом. И кажется, Вуди Аллен рассказал нам ещё далеко не всё.

Оставьте комментарий
Рекомендации