В начале XX века в Российской империи существовали десятки творческих объединений — больших и малых, новаторских и консервативных. Мы не берёмся рассказывать вам обо всех и сразу, да в этом и нет смысла: далеко не все группировки оставили заметный след в истории отечественного искусства. Наша задача — познакомить вас со знаковыми союзами эпохи и их философией.
Название: Санкт-Петербургское общество художников
Годы существования: 1890—1918
Участники: Лев Лагорио, Арсений Мещерский, Алексей Кившенко, Константин Крыжицкий, Николай Самокиш, Генрих Семирадский, Николай Загорский, Иван Вельц и другие.
Философия: Творчество представителей Санкт-Петербургского общества художников можно назвать поздним академизмом: они были по-прежнему верны традициям классического искусства, но при этом отказывались от жанровой иерархии. Особое место в наследии членов объединения занимает бытовая живопись. Их принципы во многом были созвучны идеям передвижников. Это прослеживается в остром психологизме работ, реализме с оттенком натурализма, трагическом взгляде на действительность. Своими оппонентами художники видели Михаила Врубеля, Валентина Серова, Виктора Борисова-Мусатова, Александра Бенуа.
Название: «Мир искусства»
Годы существования: 1898—1927
Участники: Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Лев Бакст, Иван Билибин, Евгений Лансере, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Николай Рерих и другие.
Философия: Главной ценностью членов «Мира искусства» была чистая эстетика. Они черпали вдохновение в работах романтиков, символистов, прерафаэлитов и представителей модерна, создавая утончённые произведения, напрочь лишённые социального и идеологического подтекста. Действие в их работах происходило, как правило, в далёком прошлом: мирискусники как будто пытались отдалиться от катаклизмов XX века и раствориться в прекрасном былом.
Мстислав Добужинский, художник:
«Мы слишком любили мир и прелесть вещей, и не было тогда потребности нарочито искажать действительность. То время было далеко от всяких „измов“, которые попали к нам от Сезанна, Матисса и Ван-Гога. Мы были наивны и чисты, и может быть в этом было достоинство нашего искусства».
Название: Союз русских художников
Годы существования: 1903—1923
Участники: Абрам Архипов, Михаил Врубель, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Константин Юон, Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа, Иван Билибин, Мстислав Добужинский, Аркадий Рылов и другие.
Философия: Союз русских художников был создан при содействии передвижников, студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества и представителей «Мира искусства». «Национальная русская живопись» — так художник Аркадий Рылов характеризовал выставки объединения. Главной задачей «союзников» было показывать истинную народную жизнь России.
Название: «Голубая роза»
Годы существования: 1907—1910
Участники: Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Василий Милиоти, Николай Милиоти, Николай Сапунов, Сергей Судейкин и другие.
Философия: Вдохновляясь произведениями Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля, участники «Голубой розы» проповедовали ценности символизма. В своих работах они тянулись к трансцендентному, запредельному. Их живопись — это стремление соприкоснуться с тайнами мироздания, прочувствовать непостижимость мечты. Во многом поэтому в картинах «голуборозовцев» доминируют сине-голубые оттенки.
Название: «Союз молодёжи»
Годы существования: 1911—1917
Участники: Михаил Матюшин, Елена Гуро, Иосиф Школьник, Савелий Шлейфер, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Павел Филонов, Владимир Татлин, Казимир Малевич и другие.
Философия: «Союз молодёжи» стал первым официально зарегистрированным обществом мастеров русского авангарда. Представители объединения выражали себя в самых разных направлениях — от абстракционизма до кубофутуризма. Они демонстрировали полный разрыв с мировым художественным опытом предыдущих эпох, смело экспериментируя с концепцией, цветом и формой, и провозгласили зарождение совершенно нового искусства.
Название: «Бубновый валет»
Годы существования: 1911—1917
Участники: Пётр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов, Натан Альтман, Давид Бурлюк, Роберт Фальк, Александра Экстер и другие.
Философия: «Бубновый валет» — крупнейшее творческое объединение раннего русского авангарда. Его история началась со скандальной выставки, ставшей пощёчиной общественному вкусу. Союз систематично хоронил традиции реалистической живописи, выступая против идейности как таковой. По словам искусствоведа Ирины Вакар, за годы своего существования группировка прошла полноценный путь от примитивизма к сезаннизму.
Чтобы глубже погрузиться в мир художественных объединений начала прошлого столетия, советуем прочитать книгу искусствоведа Дмитрия Сарабьянова о русском искусстве конца XIX — начала XX веков, посетить онлайн-галерею Александра Смольянинова, послушать лекции о русском символизме и «Союзе молодёжи», посмотреть фильм о «Бубновом валете» и виртуально изучить работы художников, которые упоминались в этом материале. Отличные онлайн-выставки Давида Бурлюка и Казимира Малевича доступны на сайте Русского музея.
Оставьте комментарий