Новости

Самое время: пять неочевидных антиутопий

В последние десятилетия в мировой культуре начался настоящий бум антиутопий — сериал «Рассказ служанки» по книге Маргарет Этвуд, отдельные серии «Чёрного зеркала», книга «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро и её экранизация... Антиутопии не обошли стороной и литературу в России.

В далёком 2005 году у писательницы Елены Чудиновой вышел роман «Мечеть Парижской Богоматери», события которого разворачиваются во Франции 2048 года. По сюжету, жители этой европейской державы под гнётом исламистов принимают их веру, а те, кто отказался это сделать, живут в гетто и участвуют в движении Сопротивления. Книга вполне предсказуемо оказалась в центре общественного обсуждения — и осуждения, при этом многие критики отмечали, что автору романа были важны качества не столь литературные, сколь идеологические.

А спустя десять лет французский писатель Мишель Уэльбек написал роман «Покорность» — с похожим содержанием. Действие происходит в 2022 году, а в центре внимания автора — партия «умеренных мусульман». Уэльбек не нагнетает панику, создаёт текст, полный сарказма, в котором усталый и всем недовольный профессор французской литературы соглашается с предлагаемой ему идеологией.

Однако антиутопические сюжеты не всегда связаны с религией, а очень часто — с тем, что принято называть вечными ценностями. Сочувствию, эмпатии и равенству посвятила свой роман писательница Линор Горалик* (*признана иностранным агентом на территории РФ), пишущая на русском языке. Её книга «Все, способные дышать дыхание» посвящена вымышленной трагедии, произошедшей в Израиле, — асону. Он породил новые болезни, стал причиной странных природных бурь, но самое главное — из-за случившегося заговорили животные. Тогда-то людям и стало ясно, что с ними нужно не просто сосуществовать, но и учитывать их мнение. Главным героем романа автор называет эмпатию — умение понимать и слышать других. Всех, способных дышать дыхание.

Ещё одна книга на русском, написанная знакомыми красками, — роман Дмитрия Захарова «Средняя Эдда», которую издатель позиционирует как «арт-антиутопию». Согласно сюжету, в альтернативной России культурные процессы вызвали политическую революцию — и действия спецслужб и двойных агентов всех сортов и мастей направлены против тех, кого сейчас в СМИ чаще всего называют граффитистами. Клубок интриг настолько запутан, что разгадка даже не удивляет, зато процесс движения к ней способен поразить на каждом повороте — равно как и сходства с нынешней ситуацией в культуре.

Как ни удивительно, но Захаров не остаётся одинок в своей надежде на революцию через искусство. Стрит-арт сопровождает политические события всероссийского масштаба в романе Алексея Поляринова «Центр тяжести». Поляринова вообще можно назвать специалистом по самым крутым антиутопиям, так что собственную он тоже старался выписать в лучших традициях — киберпанка и привязки к современности. Финал, кстати, оказывается практически утешительным.

Пусть утешительным окажется и финал этого лета — с антиутопиями или без.

Текст: Елена Васильева

Оставьте комментарий
Рекомендации