Первое котокафе открылось в городе Кудрово на Столичной улице в 2019 году. Мы рассчитывали, что в спальном районе людям нечем заняться, поэтому их заинтересует такое место для досуга.
Люди живут размеренной жизнью, ходят одинаковыми маршрутами из дома на работу, в школу или детский сад и обратно. Поэтому мы мечтали открыться там, где людей, которые неторопливо гуляют, будет больше.
Поскольку помещение досталось нам в плохом состоянии, мы его капитально ремонтируем, сносим гипсокартон и некоторые стены. Большой ремонт требует затрат, а сроки сжатые, надеемся успеть к дедлайну.
Котиков из бывшего приюта постепенно пристраивают кураторы и волонтёры. Возможно, кого-то мы заберём к себе: зависит от их здоровья, состояния, поведения.
Котов в новом «Городе кошек» будет меньше, потому что и помещение там меньше. К тому же большая проходимость требует дополнительных мер безопасности, а у котохранителей прибавится работы.
Планируем сделать два зала, которые будут разделены стеклянными перегородками, как в Кудрове. В одном зале будет кафе, а в другом — котики. Вы можете поиграть с ними или просто провести время в их компании.
Люди приходят сюда попить кофе, чай, молочные коктейли, поесть мороженое. Вы можете приносить сюда свою еду, а мы угостим вас печеньем и пряниками. В нашем антикафе можно играть в настольные игры, праздновать дни рождения. Одна женщина отмечала у нас день рождения собственного кота, чтобы поддержать наш проект.
Мы работаем как промежуточное звено между куратором, который спасает животное, и его будущим хозяином.
Котики заселяются к нам не сразу: куратор их вакцинирует, чипирует, стерилизует. Животные сдают кучу анализов, в том числе, на вирус иммунодефицита, лейкоз и паразитов. Финальный анализ сдаётся за три дня до заселения. Бывает такое, что всё вроде бы хорошо, животное честно выждало двухмесячный карантин, а финальный анализ показывает «что-то». В такой ситуации приходится ждать заселения чуть дольше.
Недавно от нас уехала кошечка без глаз Фиби. К сожалению, это частая история для уличных котов: инфекция поражает глаза первым делом, их приходится удалять. Попадаются коты с бельмом или с одним глазом.
Фиби мы готовили к заселению и оперировали ей глазки ещё во времена пандемии. Пристроить мы её смогли только спустя 4 года. Сложность была не в том, что она незрячая, ведь такие коты прекрасно адаптируются и мало чем отличаются от остальных. У неё эпилепсия, то есть два раза в сутки в одно и то же время ей нужно давать таблетки. Не каждый человек может встроить такой режим в свой распорядок дня. В какой-то момент она заболела, а на лечение поехала к своему куратору. Там к ней окончательно привязались и оставили себе на ПМЖ.
У нас есть услуга котоняни для людей, которым нужно надолго уехать по делам, а животное пристроить негде. Мы приходим в гости к таким котикам на дом, чтобы их покормить, убраться и заодно полить цветы, пока хозяева в отъезде. У нас не все подопечные — коты, есть ещё кролик, рыбки, птички, грызуны и маленькие собачки.
Однажды к нам в приют приехали две кошки-сестры, которым было уже около 12 лет. Всё это время они прожили в семье, в которой появились дети. А вместе с ними — и аллергия. Двум кошкам пришлось жить в одной комнате, пока все остальные жильцы обитали в другой. Когда дети выросли, им понадобилось больше пространства. Хозяева взяли кошек на собственное кураторство и переселили к нам в приют. Кошки в итоге нашли новый дом.
В приюте также живёт Рокки, с которым мы познакомились через котоняню. Его хозяйка стала появляться дома слишком редко и отдала кота нам. Он живёт в отдельной котостудии, не очень хочет общаться с большим количеством котиков и ждёт семью, где будет одним единственным и самым любимым.
Несколько раз нам котиков подкидывали, приносили в заклеенной скотчем коробке. Одна женщина нашла кота на улице и посадила его под дверь. Позже мы замечали её смотрящей в окна: видимо, она искала кота, который в это время находился на передержке. Мы сделали вывод, что она за него действительно переживала.
Одно из показаний к отдельной жизни — наличие вируса иммунодефицита (ВИК). Для самого животного, окружающих его людей и животных это совсем не страшно. Но жить с другими представителями своего вида им нельзя. Вирус этот передаётся, как у людей: в результате полового акта, что в нашем приюте исключено, так как все коты проходят процедуру стерилизации, или через кровь, например, во время большой драки.
Мы не пренебрегаем простыми правилами безопасности и разделяем котов с ВИК и без него. У них слабый иммунитет, а значит, любую болячку они будут переносить сложнее, чем крепыши с иммунитетом.
С первого дня мы сотрудничаем и с активистами, и с местными жителями. Люди постоянно к нам приходят с идеями и предложениями. На открытии кафе мы высаживали кусты, которые сейчас хорошо разрослись. Если нам нужна помощь автоволонтёра или мастера по ремонту, мы пишем друзьям и соседям, в чатах и ВКонтакте.
Благодаря арендодателю во время закрытия в 2020 году мы не платили аренду, но и заработать не могли. На первый месяц работы после пандемии нам собирали деньги друзья и неравнодушные подписчики.
Полочки, которые так любят котики, нам подарила мебельная компания. В процессе производства мебели часто остаются обрезки фанеры или ДСП, которые послужили материалом для полок. Прозрачные полочки у себя дома мастерит частный мастер — это тоже его подарок нашему заведению взамен на нативную рекламу творчества. Часть конструкций соорудил наш сосед по дому, с которым мы дружим с первых дней работы котокафе.
Домики и когтеточки к нам приносят очень часто. Если они в хорошем состоянии — мы их обрабатываем и выставляем котикам. В негодность с таким количеством пользователей они приходят быстро, пригождается всё.
Чаще всего коты спокойны к гостям. Кто-то спит, кто-то приходит гладиться или даже прыгает на колени. Если кот устал от чрезмерного внимания — он всегда может залезть на верхние полки или спрятаться за стойку.
Для общения с котиками мы предлагаем посетителям присесть на ковёр, который задумывался как показатель чистоты. Мы работаем уже шестой год, а ковры всё ещё чистые, поскольку каждый день проходит уборка.
У нас постоянно работает вентиляция, так что характерного запаха почти нет, хотя помещение небольшое, а лотки стоят прямо в углах. Не все догадываются, что это именно лоток: он выглядит как высокий ящик, где кот может уединиться и как следует порыться. Когда он выпрыгивает оттуда, его лапы попадают на ребристую поверхность специальной полочки. Остатки наполнителя осыпаются с лапок и не попадают в комнату.
Самый главный и простой пункт — следить за лотками. Котохранители проверяют их регулярно. Если что-то произошло внезапно, мы просим посетителей об этом сообщить, сказав котохранителю кодовое «мяу».
Также мы используем специализированные моющие средства, которые являются для животных безопасными.
Раз в год к нам приезжает ветеринар, чтобы вакционировать котов. Это особый аттракцион. Мы всегда начинаем с самых боязливых животных, чтобы они отстрелялись быстрее и не распугали остальных.
Имена котам дают кураторы на передержке. Интересная история: во втором «Городе кошек» будет жить котик Бренди, названный в честь наших друзей, дизайн-бюро «Бренди», которое готовит для нас дизайн-проект.
Поэтому правила содержания животных нарабатываются самостоятельно. За два года работы в подобном проекте мы накопили достаточно опыта. Методом проб и ошибок поняли, что без вентиляции никуда.
Большая часть котов питается одним кормом, но иногда приходится покупать специализированный в связи с особенностями здоровья. Миски вносятся в комнату одновременно. Но если корм отличный от остальных, мы отсаживаем котика на полочку или в бокс, чтобы его корм не отбирали, а он не покушался на чужой.
На окнах должна быть специальная защита, которая спасает кота и детей от падения. У нас есть макет, на котором мы демонстрируем варианты оборудования для окна. Москитные сетки не помогут, они небезопасны. Увидит котик комара или муху, прыгнет на окно и улетит вниз вместе с сеткой. Такое происходит и с облокотившимися на сетку детками. Когда кот пытается выпрыгнуть в окно, открытое на проветривание, он не рассчитывает свои габариты и застревает в проёме. Во многих случаях это приводит к смерти животного.
На съёмную квартиру мы отдаём котов, только если разрешение на содержание животных прописано в договоре об аренде с собственником. Внимательно относимся к передаче котов слишком юным или пожилым.
Нам требуется согласие на ежегодную вакцинацию. Чипирование не требуется, этим занимаемся мы.
Наши друзья-мастера делают значки, вязаные игрушки, керамику, свечи и деревянные изделия и отдают нам на продажу в благотворительных целях. Покупая на память любой сувенир, вы помогаете котикам.
Домашняя и дружелюбная атмосфера передаётся посетителям, которые её всегда чувствуют. Это можно сказать и про само котокафе, и про отношения между сотрудниками, и про отношение к гостям. Мы относимся к посетителям как к гостям в доме — радушно. Нам хочется, чтобы они не чувствовали себя потребителями услуги, а отдыхали и получали удовольствие. Коллеги приходят друг к другу даже в выходные — помочь или поболтать.
Беседовала Валерия Сдобникова
Оставьте комментарий