Хочу сразу отметить, какие слова ещё используют, чтобы обозначить понятие скрайбинга: скрапбукинг, скрабинг.
Так задействуется два типа мышления — вербальный (данные, цифры) и невербальный (картинки). Иными словами, «scribe» с английского переводится как фиксировать, записывать.
Визуальное мышление существует уже давно, с 70-х годов. В Европе и Америке на данный момент уже сформирована сильная школа, а в Россию понятие пришло году в 2007 году. У нас в стране около 30 специалистов-скрайберов, больше нет. Часть из них уехала. В Питере я один. Часть моей команды работает в Москве.
Когда мы говорим про конспекты, мы думаем про текст в большом количестве. Мозг этот текст обычно не запоминает. Я знаю это по своему опыту: я тоже учился в университете и помню этот момент, когда после пары я не мог вспомнить ничего, из того что там было. С помощью скрайбинга мы одновременно фиксируем картинки и простые тезисы.
В познании существует такое понятие, как двойное кодирование. Его придумал психолог Алан Пайвио. Он провёл исследование, с помощью которого выяснилось, что человек лучше запоминает информацию, если та содержит и текст, и картинку. Конспекты содержат только длинный текст. Скетч-ноутинг же любит короткие и иллюстрированные тезисы.
Представьте ситуацию: идёт конференция, на которой выступают 10 человек подряд. У них, как правило, очень скучные презентации. Скрайбинг поможет зафиксировать самые важные и интересные моменты в режиме реального времени. Скетч-ноутинг же подразумевает, что вы создаётет заметки уже после мероприятия или прочтения книги. В режиме реального времени тоже можно, но больше для себя.
Я учился в музыкальной школе, когда ещё жил в родном городе. У нас был предмет, который назывался музыкальная литература. Он был отвратителен тем, на уроках мы только и делали, что писали. Очень много писали. Учительница за один урок могла надиктовать до 10 страниц!
С детства я замечал за собой такую особенность, что если мне скучно — мозг сразу отключается. Поэтому я принялся искать решение. Я начал кодировать слова в картинки и писал как египтянин, чередуя слова и символы. Это решило сразу две проблемы: мне уже было не так скучно, так как я как мог старался придумывать эти обозначения, и я стал лучше запоминать.
Спустя семь лет, в 2014 году, я вновь столкнулся с этой темой. Увидев, что существует такой инструмент, я начал погружаться в эту тему, изучать литературу и самостоятельно рисовать. Художественного образования у меня нет. Моя мама до сих пор в шоке. А у меня просто инженерный склад ума: мне нравятся алгоритмы и последовательность.
Первым проектом стала Школа визуального мышления, она была бесплатная. Там участвовали пять стран и около 800 участников. Все они учились просто для себя. Это был не скрайбинг, а визуальные техники.
Изначально я просто рассказывал, что у меня есть студия, а клиенты звонили мне напрямую. Сейчас нас появился нормальный сайт. Появились и классные проекты, которые можно транслировать в качестве портфолио. Очень много людей стали приходить через социальные сети.
Посмотрите, как выглядит логотип. Когда я делал школу, я сделал вот такой дизайн. Тогда одна моя знакомая написала мне что-то вроде: «Прикольно, ведь ого похоже на два глаза и нос». И я тогда подумал: блин, это точно надо как-то визуально обыграть! Сначала я обыграл это цветом, а потом добавил дополнительный элемент в виде бровей. С тех пор логотип выглядит именно так.
Во-первых, одна из ключевых задач скрайбинга — это вау-эффект. Именно на этом часто делают акцент заказчики. Скрайбинг бывает двух вариантов. Аналоговый — когда мы рисуем маркерами на листе флип-чарта или на пенокартоне. И цифровой — это когда мы берём и подключаем наш планшет к большому экрану и после или во время выступления спикера выводим уже готовые тезисы на экран.
Вторая задача — запоминание. Некоторые мои работы заказчики потом распечатывают и вешают, например, на стенах в офисе. В скрайбинге всё построено на визуальной метафоре. Картинка должна так или иначе обыгрывать то, что написано.
Третья задача — распространение. Все любят делиться этим опытом и показывать мои работы друзьям. Тем более что у нас в стране это до сих пор воспринимается необычно, а иногда даже с опаской.
Первым заказчиком была Школа студенческого актива Московского городского педагогического университета в 2018 году. Тогда я ещё использовал обычные перманентные маркеры и баннер.
Последним заказом была «Добро.Конференция» в Самаре для «Доброцентра». Я делал скрайбинг для пленарного заседания с губернатором. Выглядело это так: на сцене сидят важные люди и что-то обсуждают в течение часа. Всё, что они говорят, ничем не подкрепляется. В это же время я превращаю их речь в красивую картинку. А потом раз — и она появляется на экране четыре на шесть метров. И все зрители такие: «Аааа, так вот про что это было!».
Также мне было необходимо отрисовать pdf-документы на 50 страниц, превратив их во что-то читабельное и удобоваримое.
У меня есть постоянные заказчики, например VK Loc Talks от ВКонтакте. Я уже четыре года подряд приезжаю к ним. У них очень лампово и прикольно, меня там уже все знают и встречают как штатного. Это один из самых комфортных и запоминающихся проектов.
Если это «цифра» — ошибка исправляется очено легко. А если это ошибка на пенокартоне, то для неё уже существует особый корректор. Им можно заклеить ошибку, а после нарисовать что-то поверх.
Клиент заполняет форму заявки на сайте студии, после чего она прилетает мне в телеграм. Далее я связываюсь с заказчиком, чтобы уточнить время, формат мероприятия, сроки, отправляю своё коммерческое предложение и начинаю работу.
Если выступление идёт час, лучше уложиться за 50 минут. Чтобы когда спикер закончил, на экране сразу же появился готовый материал. Ведь моя задача — не зафиксировать всё. Даже 80% зарисованной информации — это уже круто! На каждую фиксацию нужен буффер времени. То есть я услышал, обработал, придумал картинку в голове, а только потом нарисовал.
К сожалению, 50%, а то и 70% заказов — это коммерческая тайна. Выкладывать такие работы никуда нельзя. Я даже подписываю особый договор. Это не только у меня так, но и у всех моих коллег. Я могу только рассказывать о том, где я был, но что там было — остаётся секретом. Иногда бывают очень классные материалы, за которые прям очень обидно: но просочиться это никуда не должно, иначе — штрафы.
Чтобы выполнить заказ, нужен один человек. Это как фотограф, стилист или визажист. Ты всё можешь сделать сам. Хотя бывают такие заказы, на которые нужно больше народу. Например, на заказе для МФЦ в Москве нас было сразу 10 скрайберов на 10 параллельных площадках. В большинстве же случаев и одного специалиста вполне достаточно.
Сейчас нас в в команде двое постоянных сотрудников: я и Лена. Я в Питере, она — в Москве. Ещё один человек, которого мы иногда привлекаем по необходимости — Женя. Она принимает те проекты, которые я в силу своей занятости взять не могу.
Скрайбер обычно не заметен. Я сижу в каморке, мне нужен стол, стул, розетка и HDMI-провод. Так уж мы разделили наши обязанности: мне больше нравится цифровой скрайбинг, а мой коллега больше любит аналог.
Пенокартон — это бумага на вздутой пене. На таком рисовать гораздо удобнее. Плюс нужны определённые маркеры немецкой фирмы Neuland. Это классные канцтовары для тренеров и визуализаторов. Они на водной основе и легко смываются с рук. А это очень важно для нашей профессии. Также они экологичные, а именно — заправляемые чернилами. Несмотря на их стоимость, они практически вечные. Основной расходный материал — чернила.
Обычно мы у клиентов запрашиваем клиентский цветовой код и просто заранее подготавливаем маркеры: а у меня дома их мама не горюй накопилось.
Первый и ключевой навык у скрайбера — уметь из большого объёма данных выделять ключевые смыслы. Когда я расширял команду, я смотрел в сторону художников. Но оказалось, что художники не умеют так быстро обрабатывать информацию.
Второй навык — уметь быстро рисовать. Все иллюстрации должны быть очень простыми и понятными. Портретный уровень тут не требуется.
Третье — чёткий и ровный почерк, к которому я себя приучаю. Лет пять назад я вообще перестал писать округло и слитно. Пишу только печатными буквами.
С точки зрения командной работы — любить это дело. Это надо прям сильно погружаться в эту тему, кайфовать, иначе, если рисовать одно и то же каждый день, можно и с ума сойти.
Я знаю всех коллег в России и иногда делают такую вещь: пишу им и спрашиваю, сколько они берут за свою работу, чтобы контролировать цену. Однако у нас есть и небросовестные коллеги, которые устраивают демпинг. Они очень сильно роняют цену, плохо выполняют работу, а у людей после этого сразу же формируется негативное отношение: скрайбинг — это ерунда, они делают «каля-маля» и вообще, «я так и думал» .
В последниее время очень сильно вырос именно диджитал-формат. Раньше процент аналоговых заказов составлял 70, а цифровых — 30. Сейчас цифры поменялись местами. Основной рост случился за время карантина. Я тогда вообще из «зума» не выходил.
Во многом это объясняется ещё и тем, что аналоговый скрайбинг хоть и крутой, но не масштабируемый. Он просто выполняет свою вау-функцию — и всё. Цифру же можно тиражировать. Например, напечатать его на футболках прямо на следующий день, как однажды сделал мой заказчик.
Есть великая мысль — сделать нейросеть, которую можно загнать в какой-нибудь «зум». Нейросеть, которая умеет делать выводы из диалогов — есть. Нейросеть, которая умеет рисовать картинки по запросу — тоже. А вот такой, которая объединяет оба этих качества — нет. Но это очень далёкие планы.
В Питере можно применять и пробовать много экспериментальных подходов. Один из самых необычных скрайбингов, который у меня был — это скрайбинг импровизационного театра. На сцене выступало два человека в течение 1,5 часов. Такое только в Питере есть. Или, например, съёмки видео для «Магнита» по восемь часов в какой-нибудь ротонде, да ещё и ночью… Это тоже особая атмосфера, которая может быть только в Питере. В этом и есть свой определённый шарм.
Беседовала Валерия Сдобникова
Оставьте комментарий