Фредерика Бенуа (Пак Чи-мин), или сокращённо Фредди, планирует провести свой отпуск в Токио. Но из-за неполадок в авиакомпании оказывается в Сеуле, где родилась 25 лет назад. Биологические родители отдали её на удочерение иностранцам, надеясь, что так её судьба сложится гораздо лучше, чем в разрушенной войной стране. Теперь же девушка, которую с малых лет воспитывали во Франции, пытается найти своих родных и узнать чуть ближе корейскую культуру. Каким же горьким оказывается разочарование, ведь кроме национальности её ничего не связывает с Кореей. Однако поиск ответа на вопросы о своей идентичности заставляют героиню идти дальше.
Лента «Возвращение в Сеул» участвовала в специальной программе Каннского конкурса «Особый взгляд» с довольно говорящим названием, поскольку у фильма и впрямь есть необычная подача и увлечённость темой национальной принадлежности, окутанной ностальгией по дому, которого никогда не было в мире главной героини. Ни одним призом картину не отметили, однако она собрала восторженные отклики кинокритиков.
Неуместный скачок во времени и попытка охватить почти десятилетний период довольно сильно влияет на впечатление от «Возвращения в Сеул». «Два года спустя», «пять лет спустя» и так далее — интертитры, которые уже давно вышли из моды, подчёркивают некую несостоятельность драматургии и даже её необоснованную избыточность. Всё-таки два часа экранного времени — слишком мало, чтобы достойно показать большой период из жизни сложного и противоречивого человека. Из-за этого первая половина фильма выглядит выигрышнее и напряжённее. Концентрация на одном маленьком путешествии и ограниченность во времени на поиски ответа и встречи — всё это позволило бы выжать больший эффект.
Её героиня Фредди совсем не похожа на кореянку ментально. Она намеренно нарушает общие правила, вызывает недоумение своей открытостью и европейским складом личности. Героиня привыкла к эпатажу и нарочито подчёркивает, что она — француженка. Даже в своём желании найти родителей она будто бы сопротивляется. То отказывается их искать, то посылает максимально возможное число телеграмм. То отвергает отца с его тоскливыми смс, то до последнего надеется получить ответ от матери. Это противоречие, безусловно, становится центром внимания картины. Опасное обаяние актрисы сыграло свою роль.
Куда более важно всматриваться в лица героев. Фредди вечно удивлённая, изучающая, хитрая, порой грубая, буквально превращающая каждый свой жест и действие в интригу. В противопоставление — её корейский отец (О Гван-нок), чьё лицо выражает нескончаемую скорбь, обиду на себя, тоску, желание вернуть дочь. Поэтому в его словах о том, что Фредди должна жить в Корее и выучить национальный язык, видится не прямой призыв, но желание духовно присвоить её себе и искупить вину. Или хотя бы начать говорить на одном ментальном и лингвистическом конструкте.
Наконец, тематика фильма вряд ли может оставить хоть кого-то равнодушным. Взрослая девушка, буквально по воле судьбы попавшая к себе на родину, пытается найти не столько своих биологических родителей, сколько себя. Во Франции она чужая, потому что по крови она — кореянка. В Корее она чужая, потому что на подкорке мозга нет обычаев и местной культуры. Даже открыв холодильник у отца дома, она не знает, что выбрать из народной кухни — это очень тонкая, находчивая и красноречивая сцена. Сломанная идентичность проявляется в каждой сфере её жизни: вот она стремительно меняет партнёров, вот она ненавидит свой день рождения, но тут же его отмечает, вот она мечется и не знает, какое решение в итоге принять. Эта тотальная потеря себя делает её чужой в этом мире, где любое путешествие лишь притворяется ключом к разгадке. Каждый её шаг всё дальше уводит от правды. Возможно, и вовсе не стоило ступать на эту тропу.
Размышления об экзистенциальном — ещё один важный пазл, который подарит «Возвращение в Сеул». Помимо всего прочего, это путешествие к себе наполнено странными танцами под электронику и завораживающими грустными лицами в отражениях боковых стёкол машин и в свете неоновых вывесок, что задаёт фильму медитативный тон. Кажется, такое кино нужно потреблять неспешно, размеренно. Только тогда удастся подобраться к истине чуточку ближе.
Текст — София Маргацкая.