Новости

За мечтой на ржавой лодке: рецензия на фильм «Я — капитан»

Сейду (Сейду Сарр) и его двоюродный брат Мусса (Мустафа Фол) — два обыкновенных подростка из Сенегала. Кругом нищета и бедность, но они вполне неплохо живут. Ходят в школу, танцуют национальные танцы, сочиняют песни и даже выходят в интернет, чтобы посмотреть, как живут другие. Братья втайне от родителей подрабатывают, чтобы сбежать в Италию за лучшей жизнью и стать там поп-звёздами. Но побег из дома превращается в самый настоящий ад: дорога через Сахару, пыточная тюрьма в Ливии и ржавая лодка посреди моря.

Фото: m.imdb.com

В 1990-х Гарроне уже снимал о беженцах и мигрантах. Однако в «Средиземноморье» и «Гостях» не показывался их путь. Наоборот, мы сразу оказывались в ситуации, когда герои достигли цели, и их ждали новые проблемы на месте. И в этом смысле «Я — капитан» — отличный приквел излюбленной темы, где герои лишь начинают своё непростое путешествие.

С точки зрения художественных средств Гарроне объединил магический реализм «Пиноккио» и «Страшных сказок» с жестокостью «Гоморры». Режиссёр искусно соединяет разные техники и настроения. От весёлых африканских вечеров и, казалось бы, наивных мечтаний двух подростков до сущего ада с изнуряющей жарой, пытками и другими испытаниями на прочность. Получается очень некомфортное, но интенсивное роуд-муви.

Гарроне соблюдает удивительный баланс и добавляет лёгкости фильму. Он мог бы пойти по пути манипуляции и намеренно довести зрителя до слёз. Вместо этого автор выводит историю на новый уровень и приправляет её вдохновением. Всё как раз за счёт магического реализма, который в «Я — капитан» достигает абсолюта и вершины режиссёрского мастерства Гарроне. Умирающая женщина в пустыне волшебным образом оживает в сознании героя и легко летит по воздуху, держа его за руку. А шаманы и волшебные духи не бросают Сейду в тюрьме и даже помогают передать привет маме и заветное «у меня всё хорошо, я жив».

На каждую жестокость Гарроне находит волшебную фантазию, которая облегчает тяжёлое существование. И то ли это защитная реакция психики, то ли маленькие чудеса действительно случаются.

Картина любопытна с точки зрения сюжета. Каждый из трёх актов — отдельное путешествие со своей неожиданной развязкой. «Я — капитан» лишь притворяется авторским кино за счёт колоритного антуража, африканского сеттинга и очень выразительных актёров. Сейду Сарр и Мустафа Фол выделяются своей органикой и психофизикой в кадре.

Фото: m.imdb.com

В ленте всё работает по законам самой стандартной драматургии. Первый акт — побег и переход пустыни, второй — тюрьма и счастливый случай, третий — воссоединение с братом и путешествие на дырявой лодке. Именно последнее выглядит как отдельная короткометражка внутри огромной истории. И будто бы Гарроне задумывал весь фильм как раз ради этой части. Режиссёр сам жутко боится путешествий и страдает от морской болезни. Теперь же он показывает, что невозможное возможно на примере своих героев-идеалистов.

Текст — София Маргацкая

Финал у таких историй, как и положено, открытый. Главнее здесь то, что высшая цель достигнута. Пусть слишком идеально и неправдоподобно, но в духе магического реализма, в духе Гарроне и в духе самого вдохновляющего на свете кино.

Оставьте комментарий
Рекомендации