Новости

Зинаида Серебрякова: пронзительная живопись

Стать художницей Зинаиде Серебряковой было предначертано судьбой: она родилась в знаменитой творческой семье Бенуа-Лансере. Её дедом был архитектор Николай Бенуа, отцом — скульптор Евгений Лансере, дядей — художник Александр Бенуа. При этом Серебрякова — не просто «ещё одна из рода...», а сильный самодостаточный мастер, чьё наследие совершенно точно заслуживает внимания.

Свой путь

Эпоха, в которую творила Зинаида Серебрякова, была временем активного зарождения авангардных течений. Но они не интересовали художницу: она шла своей особенной дорогой изящных линий, чистых цветов и простых сюжетов.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Александр Бенуа, художник:

«В её искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по существу близкое, оно так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нём».

Как о художнице Серебрякова заявила о себе в 1910 году на выставке в Петербурге, представив знаменитую работу «За туалетом. Автопортрет». Публику покорили свежесть и молодость, которые источало полотно.

Фото: artchive.ru

Произведение девушки одобрил и «дядя Шура» — вот ценнейшая похвала! Критики дружно отнесли стиль Серебряковой к неоклассицизму.

В той или иной форме черты неоклассицизма присутствуют в творчестве Леона Бакста, Валентина Серова, Константина Сомова, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина.

Несмотря на нелёгкую судьбу Серебряковой, во все времена её картины излучали тепло и радость. До революции — потому что она выливала на холсты переполнявшее её счастье, после — поскольку растворялась в светлых воспоминаниях.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Ключевые сюжеты

Особое место в наследии Серебряковой занимают автопортреты и изображения детей — чистые, свежие, эмоциональные.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Искусствовед Алексей Савинов:

«Художница создала особый жанр в трудной области детского портрета (в которой так легко дать кукольные и сентиментальные изображения); в её работах дети живут своей важной жизнью маленьких людей».

Также большой интерес представляют марокканская серия Серебряковой, картины на крестьянскую тему и изображения балерин — диалог с одним из любимых мастеров художницы Эдгаром Дега.

Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru
Фото: artchive.ru

Одна из самых мрачных работ Серебряковой — «Карточный домик». Казалось бы, что тут трагического? Но нужно взять во внимание год, в котором была написана картина, — 1919. Овдовевшая Серебрякова находится в полном смятении и не представляет, какое будущее ожидает её семью. Мир может рассыпаться в любой момент — так же, как хрупкая конструкция из игральных карт.

Фото: artchive.ru
Оставьте комментарий
Рекомендации