Начнём прогулку с метрополитена и спустимся на станцию метро «Кузьминки».
Время хрущёвской оттепели привело к экономии на строительстве и проектировании новых зданий, когда архитекторы прекратили создавать «подземные дворцы». Именно в это время наконец-то метрополитен дотянулся до спальных московских районов.
Кварталы хрущёвок с малометражными квартирами отлично рифмовались со станциями-«сороконожками». Это специально разработанная сборная конструкция из двух шеренг по сорок или двадцать шесть бетонных колонн. Пассажиры, выйдя из рядов домов на поверхности, спускались к колоннам подземки по лестнице, так как станции располагались неглубоко под землёй.
Архитектором выступила Любовь Шагурина, которая создала на платформе те самые ряды железобетонных колонн квадратного сечения, облицованные мрамором. Главные путевые стены отделали коричневым мрамором. На станции установили литые барельефы с изображением различных животных, рыб и птиц, обитающих в соседнем парке «Люблино-Кузьминки». Однако станцию неоднократно реставрировали и облицевали новой плиткой, мало напоминающей о задумке автора.
Волгоградский проспект, 121
Напротив метро стоит интересное здание — это Московский губернский театр. В 2013 году объединили два почтенных и значимых областных коллектива: Московский областной драматический театр имени Островского и Московский областной государственный Камерный театр. Художественным руководителем объединения стал Сергей Безруков.
Театр и коллективы, которые его образовали, ведут свою историю ещё с 1935 года. Один из них был создан на основе театральной бригады Фрунзенского дома работников просвещения и только позднее получил имя великого драматурга Островского.
улица Юных Ленинцев, 52
С другой стороны от метро находится здание бывшего типового кинотеатра «Высота». Помните начало фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где герой Александра Ширвиндта говорит о том, что все города похожи друг на друга и в каждом городе есть свой типовой кинотеатр? Во многих спальных районах Москвы вы действительно найдёте схожие кинотеатры. Большинство из них не сохранилось или используются не по назначению. Проблема обычно в том, что владельцам кинотеатров невыгодно владеть площадкой с одним большим залом, гораздо прибыльнее иметь многозальный кинотеатр. Поэтому устаревшие постройки обычно стоят пустыми.
После полной реконструкции внешний вид кинотеатра сильно изменился. Здесь открыли досуговый центр с торговыми точкам, но кинотеатр здесь всё ещё есть. Неизменным сохранилось только историческое название.
В одном из интервью журналу «Дилетант» житель района знаменитый художник Дмитрий Гутов рассказывал про двор между домами № 167 и 169: «После такой красотени все остальные дворы… Я видел дворы в Киото, в Венеции, в Риме. Такую чистоту минимализма редко где встретишь! Помните картину „Свадьба на завтрашней улице“ Пименова? Это сейчас хрущёвки смотрятся как бесконечная бедность и ущербность, а тогда воспринималось как возвращение авангарда».
Вспоминая своё детство, художник был счастлив, хотя переехал в этот район из центра Москвы. В 60-е, получить квартиру в панельной блочной пятиэтажке было счастьем для любого москвича и тем более для тех, чьи деревни присоединяли в городу. До получения своих собственных квартир (со своим коридором, своей маленькой кухней, своей ванной и своим туалетом) они жили в условиях, когда несколько семей делили комнаты в коммуналках.
Успейте прочувствовать счастье советских людей и глобальный замысел расселения москвичей в собственные квартиры, пока все типовые пятиэтажки не снесли.
улица Кузьминская, 8
Музей образовался ещё в середине 1970-х. Его создала группа энтузиастов: учительница литературы, военный инженер и металлург. Экспонаты собирали ученики местной школы. В конце 1980-х музей переехал в шикарный особняк XVIII века, который относится к комплексу усадьбы Влахернское-Кузьминки.
Музей выпускает свой собственный журнал «Мир Паустовского», проводит научные конференции и литературные вечера. Внутри можно посетить как постоянную экспозицию, так и временные выставки — отличный вариант для тех, кто устал от толчеи в центральных музеях города.
Тополевая аллея, 6
Главный музей усадьбы расположен во флигеле комплекса «Кузьминки» постройки конца XVII века. Основная экспозиция музея посвящена бывшим хозяевам усадьбы — Голицыным и Строгановым. Сейчас эта часть выставки и помещений входит в состав Музея Москвы.
Начиная с середины XVIII века усадьбой владел Михаил Голицын. При нём территория начала застраиваться, парк получил те очертания, которые мы привыкли видеть сегодня. Важно упомянуть архитектора Ивана Жеребцова, который построил на территории усадьбы каменную Влахернскую церковь и отдельно расположенную деревянную колокольню. Именно этому архитектору принадлежит планировка Кузьминок, которая сохранилась почти без изменений до наших дней.
Для постройки парка по поручению Михаила Голицына из-за границы был приглашён садовник, который прорубил тропы для прогулок в соседнем лесу. Там же он спроектировал небольшую площадку в форме звезды, от которой в разные стороны лучами расходились дорожки.
Важной постройкой усадебного комплекса считается главное здание усадьбы, выполненное в стиле зрелого классицизма. Но хочется обратить внимание на другое здание — конный двор, вершину творческого пути великого архитектора Жилярди и шедевр московского ампира. Конный двор состоял из нескольких конюшен, каретного сарая, сарая для фуража и флигелей, замкнутых в каре.
Комплекс был спроектирован, когда усадьба перешла по наследству сыну Михаила, Сергею Голицыну. Как и его отец, он принимал активное участие в развитии данной территории.
В центре находится музыкальный павильон, который сохранился в прекрасном состоянии. В середине XIX века по сторонам от входа в павильон установили скульптуры, аналогичные установленным на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, которые были отлиты на голицынских заводах. Обратите внимание на барельеф над скульптурами. Раньше над входом восседали музы с арфами, намекавшие на назначение павильона, но до наших дней они не сохранились.
Не увидим мы и павильон для хранения лодок «Берёзовый домик» работы Доменико Жилярди. Зато можно полюбоваться павильонами «Ванный домик», «Птичий двор», «Померанцевой оранжереей».
В московском журнале «Искры» писали:
«Вы смело можете отправляться гулять в парк, не надевая шикарных туалетов, и можете быть вполне уверены, что вас никто не встретит; наоборот, желаете общество — вам стоит отправиться в места для прогулок, наиболее излюбленные кузьминскими дачниками. Ко всему этому присоединяется отсутствие пыли, грязи, громыхающих поездов с ужасными ревунами-свистками, граммофонов и прочей прелести».
Рекомендуем и вам отправиться в такое путешествие и оказаться вдали от шума Москвы, как завещали авторы журнала. Совершите путешествие во времени — от советской архитектуры к деревянному зодчеству, от блочных панелек к усадьбам семейных династий, не покидая Кузьминок. Москва разная — и этим она прекрасна.
Текст подготовлен совместно с Викторией Фролковой.
Оставьте комментарий